Пора оставить всякие дискуссии по вопросу о том, признавал ли Маркс в ряде своих работ азиатский способ производства как специфическую общественную формацию. Нельзя закрывать глаза на бесспорные высказывания Маркса даже и в том случае, если ты не разделяешь теории азиатского способа производства».
С этими высказываниями мог бы согласиться любой марксист. Но каким же образом М. Годес, исходя из этого верного положения, пришел все же к отрицанию азиатского способа производства? Он утверждал, что во времена Маркса многие факты о восточных странах еще были не известны, поэтому Маркс, который был незнаком с исследованиями Моргана, выдвинул существование азиатского способа производства как рабочую гипотезу.
Представление о первобытных отношениях
«Маркс имел, с одной стороны, представление о первобытных отношениях, с другой — о строе античного общества с его резкой классовой дифференциацией, пробел в марксовом понимании исторического процесса вынуждал его на поиски недостающего звена».
Дальнейшие положения М. Годеса очень немногим отличаются от высказываний других противников азиатского способа производства. Он также пришел к выводу, что «азиатский способ производства есть не что иное, как феодализм». Его главный аргумент такой же, как и у Г. Дубровского: идентичность условий по отношению к эксплуатируемым и эксплуататорам. Ответ на этот вопрос, как нам кажется, был дан выше, при сопоставлении азиатского способа производства и феодализма.
Таким образом, противники азиатского способа производства едины в одном: в том, что Маркс заблуждался. М. Годес объяснял это тем, что Маркс недостаточно знал факты; Г. Дубровский — что Маркс понимал только капиталистический способ производства и не понимал феодального; Е. Иолк — что Маркс сам не понимал созданного им марксизма. И все это доказывалось с помощью цитат из произведений Маркса.
Отрицание существования в прошлом азиатского способа производства было окончательно санкционировано Сталиным, когда он не упомянул его в своей работе «Диалектический и исторический материализм».
Мы недостаточно компетентны, чтобы окончательно решить этот вопрос.
Мы полагаем, что сейчас настало время, когда серьезные ученые-марксисты — философы, экономисты и историки — вновь должны обсудить этот вопрос и реабилитировать, по нашему мнению, верное учение Маркса и Энгельса о способах производства.