«Монополия капитала, — писал в этой связи К. Маркс, становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Представители современного ревизионизма отдают себе отчет в существовании непосредственной связи между учением К. Маркса о концентрации производства и капитала и выводами относительно исторической тенденции капиталистического накопления. В. связи с этим О. Шик утверждает, в частности, будто теория концентрации, несмотря на ряд верных положений, в целом носит спекулятивный, априористский характер, используется де «для оправдания заранее принятых философских выводов». Заметная уже в «Капитале», эта ошибочная «односторонность» якобы еще более углублялась в трудах последователей Маркса, превративших его учение в доказательство неизбежной «социалистической этапизации» средств производства.
Вопреки мнению Шика созданное К. Марксом и развитое В. И. Лениным учение о концентрации производства и капитала основано на реальных фактах и служит теоретическим обобщением одной из ведущих тенденций капиталистического развития. Четко прослеживавшиеся уже во времена К. Маркса концентрационные процессы особенно усилились в эпоху империализма. По данным В. И. Ленина, приведенным в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма», в Германии в 1907 г. предприятия с числом занятых 50 и более человек сосредоточивали 39,4% всей рабочей силы; крупнейшие же предприятия, насчитывающие 1000 к более занятых, концентрировали почти 7ю общего числа рабочих.