Однако наряду с той долей прибавочной стоимости, которая носит паразитический, эксплуататорский характер, для него существует и другая ее часть, выступающая якобы в виде законного вознаграждения функционирующего капиталиста (премия за риск, плата за управление).stfw.ru Отсюда, как мы увидим дальше, проистекает не только благожелательное отношение Шика к эксплуататорским доходам менеджеров Крупнейших монополий, но и свойственное ему стремление сохранить многие черты буржуазного предпринимательства в условиях так называемого рыночного социализма.
Во взглядах Шика обнаруживается также немалое сходство с позицией идеологов левацкого толка П. Барана и П. Суизи, в чьих публикациях понятие прибавочной стоимости, раскрывающее сущность социальных антагонизмов буржуазного. общества, подменяется объективистским, претендующим на общественный нейтралитет термином «surplus» — излишек, избыток66. В свою очередь Шик, допуская конечное использование прибавочной стоимости трудящимися, представляет эту категорию в виде безобидного символа, синонима прибавочного продукта вообще. В итоге с решающей сферы капиталистического производства совлекается его антагонистическая форма.
Дополнительным свидетельством этого служат попытки Шика объявить капиталовложения, формируемые из прибавочной стоимости, инвестициями «для всех». Повторяя выводы французского буржуазного экономиста Ж. Фурастье, Шик выступил с заявлениями, что рожденный этими инвестициями технический прогресс обусловливает якобы непременный рост доходов трудящихся. В результате, несмотря на оговорки о том, что «в капиталистическом обществе нельзя абстрагироваться от процессов распределения», «максимизация прибыли», а, следовательно, и рост эксплуатации рабочего класса объявляются Шиком «экономической необходимостью», которая соответствует «общим интересам».