Некоторые опыты в педагогических целях постоянно проводятся в школах. Другие, полезные для производства опыты спустя некоторое время перестают быть лишь экспериментами и переходят на вооружение техники. Формулы, выражающие те или иные процессы в природе, в естествознании можно контролировать путем опытов, сокращая таким образом путь к открытию новых законов. В общественных науках такой возможности нет или почти нет.
Выражение «эксперимент» употребляется и в экономике. Капиталист производит «эксперимент», когда он выпускает новый вид мыла или новую марку автомобиля и нащупывает рынок; если число покупателей этого нового вида изделия окажется достаточным, капиталист будет продолжать его производство, если же нет, то он прекратит его.
В нашей стране строятся небольшие экспериментальные заводы, чтобы выявить возможные недостатки нового метода производства, машин и аппаратуры, прежде чем построить крупный завод. Однако подобные эксперименты коренным образом отличаются от научных экспериментов в области естественных наук. Цель подобных экспериментов чисто практическая, а не научно-теоретическая. В общественных же науках такие эксперименты ввиду непрерывных изменений, которые происходят в обществе, невозможны»
Различие между законами природы и законами общества мы хотели бы проиллюстрировать на двух примерах. Ученые и техники Советского Союза смогли запустить спутник в сторону Луны, сфотографировавший ее недоступную человеческому глазу обратную сторону и передавший фотографии на Землю. Это потребовало чрезвычайно сложных расчетов движения Луны, скорости ракеты и воздействия на нее сил притяжения Земли, а вне ее пределов — воздействия сил трения и атмосферы, температуры и т. д.