Законы отражают действительно происходящие процессы, но они вовсе не являются их простыми, механическими копиями. Не каждый единичный процесс, а лишь процессы, регулярно повторяющиеся при одинаковых предпосылках, составляют основу законов. Для того чтобы сформулировать закон, нужно проделать большую умственную работу: отделить случайное, единичное, абстрагироваться от второстепенного, распознать существенное, выделить его из многообразия процессов.
Путь к выявлению законов природы идет обычно через выдвижение гипотезы.
В политической экономии гипотеза играет незначительную роль, ибо при одном и том же способе производства редко появляются новые факты, делающие невозможным прежний способ объяснения, как это имеет место в естественных науках. Например, превращение капитализма периода свободной конкуренции в империализм является таким изменением капитализма свободной конкуренции, которое модифицирует законы капитализма. То же можно сказать и об общем кризисе капитализма.
Циклический ход капиталистического воспроизводства
Но при открытии модификаций законов капитализма не требуется гипотезы. (Лишь в сравнительно узкой области текущего изучения циклического хода капиталистического воспроизводства гипотезы зачастую необходимы.) Факты экономической жизни капитализма известны; наука призвана вскрыть существенное, общее проявление, законы. При капитализме, например, ежедневно происходит миллион сделок купли-продажи. Миллионы раз деньги переходят из рук в руки. Законы денежного обращения, открытые Марксом, отражают то повторяющееся во всех отдельных сделках, то существенное, что свойственно миллионам единичных актов купли-продажи.
Разные законы природы и общества имеют неодинаковую область действия. Существует своего рода иерархическое подразделение законов, в зависимости от того, насколько общий характер они носят, сколь велики те области природы и общества, которые они охватывают. Самыми общими законами являются основные законы диалектики.
Мы можем мыслить диалектически, потому что мы сами являемся частью объективного диалектического мира. Мы познаем, понимаем, отражаем этот мир.