Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Лозунг Лефевра

К анархизму этот ревизионист пришел не случайно.

К анархизму этот ревизионист пришел не случайно. Ведь отношения капиталистической эксплуатации всегда трактовались им как второстепенные, если сравнить их с отношениями господства и подчинения. Государство как главный носитель абстрактного господства, как воплощение отношений доминирования объявляется, поэтому первостепенным социальным злом, а требование его отмены с сегодня на завтра становится лозунгом Лефевра. В результате современный капитализм изображается в его книгах не кануном социалистической революций, а преддверием авантюр анархистского толка.

Но ведь сущность буржуазного государства как раз и состоит в охране такого общественного строя, при котором продукт общественного труда является объектом частного присвоения. Не случайно требование отмены государства без уничтожения эксплуатации наемного труда классики марксизма-ленинизма считали бессмыслицей. К тому же у Лефевра государство осуждается вовсе не потому, что является орудием классового господства буржуазии, а потому, что оно, во-первых, «определяет и устанавливает центры принятия решений», а во-вторых, само является «центром экономического производства и политических решений» и при этом «давит на общество всем своим весом, планирует, «рационально» организует общество, применяя знания и технику». Такая критика не только теоретически несостоятельна, но и реакционная, так как по сути дела закладывает фундамент для последующих выступлений антисоциалистического толка. Ведь здесь критикуется не просто государственно-монополистическое вмешательство в экономику, но экономическая деятельность любого государства, осуждается всякое государственное планирование, централизованное управление и т. д.


Также по теме:
Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни.