Примером грубейшего искажения ленинской теории империализма может служить также маоистская трактовка общественного строя развитых капиталистических государств. Если правые ревизионисты рассуждают о «неоспоримой дееспособности» современного капитализма, о появлении у него второго дыхания и тому подобных факторах перманентного «выживания» эксплуататорских отношений, то в маоистской литературе империализм, напротив, искусственно лишается каких бы то ни было резервов, в том числе экономического плана, односторонне изображается как строй, находящийся на стадии саморазложения и распада. Чтобы продемонстрировать мнимую «близость» к ленинизму, маоисты не прочь использовать отдельные понятия книги «Империализм, как высшая стадия капитализма», привести ту или иную цитату. Тем не менее, в целом их взгляды не име
ют с позицией В. И. Ленина ничего общего, свидетельствуют о сближении с враждебными ленинизму троцкистскими концепциями «заката капитализма».
Фальшивые рассуждения о распаде буржуазного общества активно используются маоистами для «обоснования» антимарксистской концепции «трех миров». Утрируя внутреннюю слабость американского империализма, в Пекине нередко склонны изображать его «бумажным тигром», слабеющим гигантом «первого мира». Все это переходит затем в декларации о необходимости «революционного компромисса», т. е. сделки с империалистическими кругами США в целях борьбы с «врагом номер один», под которым разумеется «социал-империалистическая сверхдержава» — Советский Союз.
Грубые измышления о «советском социал-империализме» до конца обнажают глубокий идейный кризис, теоретическую нищету маоизма. Расставшись с малейшим подобием научного подхода к социальным явлениям, наследники Мао толкуют понятие «империализм» вкривь и вкось, используют его в качестве бранного слова, адресованного против тех, кто мешает осуществлению гегемонистских националистических планов пекинской верхушки.