В сущности же всякое мелкое и среднее производство, в том числе и сохранившее элементы независимости, оказывается сегодня в положении глубокой придавленности со стороны монополий, превращается через механизм перераспределения стоимости в дополнительный источник монополистической сверхприбыли.
Особенно рельефно проявляется это обстоятельство для тех представителей немонополистического сектора, которые оказываются в непосредственном подчинении у ведущих капиталистических корпораций. Вопреки обвинениям Шика, толкующего об одностороннем характере «теории монополизации», В. И. Ленин неоднократно отмечал, что крупный капитал нередко проявляет заинтересованность в консервации мелких и средних предпринимателей. Многие из них работают по прямому заказу монополий, получают от большого бизнеса производственные лицензии, а иногда и субсидии. Крупнейшие Посмотреть вы сможете прямо сейчас. предпочитают ориентироваться на массовое поточное производство. Вместе с тем, приспосабливаясь к требованиям дифференцированного рынка, они нередко используют работу мелких субподрядчиков, доверяют им стадии производства, связанные, например, с окончательной «доводкой» продукции потребительского назначения.
Монополистическое закабаление «независимого» предпринимательства характерно не только для промышленности. Оно проявляется также в сфере агробизнеса, в организации массового сбыта товаров мелких и средних компаний крупными торговыми фирмами. «Многие мелкие и средние фирмы превращаются по существу, даже сохраняя формальную независимость, в филиалы, подчиненные крупным компаниям».
Выступления Шика против теории монополистического капитализма, в конечном счете, направлены против известного положения В. И. Ленина о созревании в рамках империалистической стадии предпосылок будущей планомерной организации социалистического производства.