Последний застает отношения земельной собственности уже вполне сложившимися до и независимо от него, по в процессе функционирования преобразует их по своему образу и подобию. Так возникают капиталистические поземельные отношения, которым подчиняются три класса: собственники земли, капиталистические фермеры и наемные сельскохозяйственные рабочие. Демонстрируя реальное развитие капиталистических производственных отношений, обогащая анализ все новыми моментами, К. Маркс показывает, что сущность капитала не совпадает, да и не может совпадать, с теми формами его видоизменений, в которых он выступает «на поверхности общества и в обыденном сознании самих агентов производства».
Буржуазная политическая экономия, которая занята в основном систематизацией представлений именно обыденного сознания агентов капиталистического производства, как раз и фиксирует несовпадение сущности капитала с модифицированными формами ее проявления, а затем, изображает это как признак научной несостоятельности Марксовой теории. Лефевр и здесь идет на поводу у идеологов буржуазии, причем гносеологические корни его нападок на «Капитал» те же, что и у буржуазной политической экономии: сказывается полный разрыв с диалектикой, игнорирование объективного факта несовпадения сущности и явления.
Капиталистическое общество представляет собой сложный общественный организм. К. Маркс исследовал его анатомию, продвигаясь от простейших, исторически первых предпосылок и определений капитала ко все более сложным формам его бытия. Исходная позиция К. Маркса в этом вопросе действительно упрощена, так как капиталистические отношения изучаются первоначально в чистом, простейшем виде.