О решающем значении воды в Египте свидетельствует следующее: «Крестьянин в Египте,— говорит Струве — во многих случаях, владея землей, не владел водой, он пользовался ею только. Возьмите такое выражение в Египте — для того, чтобы сказать, что я нахожусь в подчинении у кого-нибудь,— говорится — я нахожусь на воде такого-то| я нахожусь на канале такого-то».
Конечный вывод В. Струве подытоживается в таком предложении: «Если меня спросят, до какого момента я считаю в Египте наличие азиатского способа производства, то я полагаю так — до эпохи Рима, когда римское владычество принесло иную формацию, чем та, которая существовала до этого».
В дальнейшем В. Струве вновь заявил, что в Египте существовал не азиатский, а рабовладельческий способ производства.
Аналогичное положение отмечается и в отношении Китая. Мы воздерживаемся от высказывания какого-либо мнения по тогда оживленно обсуждавшемуся вопросу, существовал ли в Китае азиатский способ производства, поскольку у нас, как и у большинства участников дискуссии, квалификация для этого недостаточна.
Китай — очень большая страна; ее населяли не только китайцы, но и некоторые другие народности, находившиеся на более низкой ступени развития. Ее история насчитывает много тысяч лет, в течение которых происходили классовые бои, перевороты, завоевания со стороны других народов и т. д. Поэтому в данном случае гораздо сложнее изучать постоянно изменяющиеся, разлагающиеся и переплетающиеся друг с другом способы производства.