При переходе феодальных владений в другие руки размеры владений описываются лишь приблизительно: от реки до такой-то горы, от дороги до леса и т. п.
Наоборот, передаваемая рабочая сила перечисляется с исключительной скрупулезностью, причем не только ее численность, но и особая квалификация, если таковая имеется: например, два кузнеца, два каретника, три бондаря и т. п. Как известно, в России еще в первой половине XIX в., говоря о состоянии помещика, называли не только количество десятин его земли, но и число крепостных «душ», которыми он владел.
При азиатском способе производства государство является единственным первичным владельцем прибавочного продукта, производимого непосредственным производителем,— земельной ренты, выступающей в форме налога. Все эксплуататорские слои получают свои нетрудовые доходы через государство 2.
При феодализме собственник земли является непосредственным эксплуататором, присваивающим отработочную и продуктовую ренту. Государство практически с этим не имеет ничего общего.
При азиатском способе производства государство выполняет жизненно важную для населения функцию: оно строит и регулирует оросительные системы. Их можно создать лишь на крупных площадях, и без них никакое сельскохозяйственное производство в этих засушливых районах невозможно (это также касается защиты от нежелательных наводнений). Отсюда возникает сильная централизация государственной власти, выступающей часто в форме «азиатской деспотии» с назначаемыми на определенное время сменяемыми чиновниками. Государство заботится о создании продовольственных запасов на случай неурожая. Известная библейская легенда, согласно которой Иосиф дал совет фараону накапливать продовольственные запасы в течение семи урожайных лет, за которыми последуют семь неурожайных, несомненно, отражает существование в Египте азиатского способа производства в момент создания библии.