Из всего этого следует, что тот выход, который предложил Кейнс для преодоления узости капиталистического рынка, а именно, рост потребления предметов роскоши нетрудящимися классами, выдвинутый еще Мальтусом, является бессмысленным в нынешних конкретных исторических условиях.
Такими же схематичными и бессодержательными оказываются все другие психологические «законы» Кейнса, когда дело доходит до сегодняшнего реального капитализма.
Но очевидная бессмыслица о пользе расширения потребления предметов роскоши для капиталистического мира имеет вполне реальный классовый смысл: она направлена на оправдание расходов на вооружение и войны, столь прибыльные для монополистического капитала.
Третьим, может быть, самым крупным недостатком «теории» Кейнса является полное отсутствие исторического подхода к проблемам капитализма. Он абсолютно игнорирует развитие капитализма от одной исторической стадии к другой.
Вообще ни слова не говорится о важнейших исторических законах развития капитализма: о концентрации капитала в результате процесса его накопления и централизации, вследствие чего миллионы «маленьких людей» — крестьян, ремесленников, торговцев, мелких капиталистов — ежегодно становятся неимущими пролетариями. Точно так же ничего не говорится о перерастании капитализма свободной конкуренции в современный монополистический капитализм, где господствуют монополии. Игнорируется существование Советского Союза, борьба двух систем.
Отсутствие исторического анализа с неизбежностью приводит к совершенно неверному, неконкретному рассмотрению проблем современного капитализма, смешению его особенностей, к положениям, которые являются правильными с абстрактно-теоретической точки зрения, но неверны в условиях реально существующего капитализма. Приведем лишь несколько примеров,
Кейнс неоднократно иронизирует по поводу того, что при капитализме сотни тысяч рабочих занимаются извлечением золота из глубин земли, чтобы оно потом лежало в подвалах центральных банков.