Чтобы предотвратить возможность идеалистического или другого ошибочного толкования этих положений, нам хотелось бы настоятельно подчеркнуть, что монополистический капитал проводит политику развития государственно-монополистического капитализма, дефицитного финансирования, косвенного понижения заработной платы путем постоянного повышения розничных цен не потому, что это рекомендует Кейнс.
Все это подводит пас к другому вопросу: почему не только монополистический капитал, по и реформистские партии и профсоюзная бюрократия являются сторонниками кейнсианства?
Основа союза между реформизмом и кейнсианством заключается в том, что реформисты и ревизионисты объявляют марксизм «устаревшим». В то же время они пе в состоянии создать собственную теорию современного монополистического капитализма. Они нуждаются в солидной буржуазной теории, которая хотя и критикует капитализм и объявляет, что ему необходимы реформы (это предназначается для успокоения недовольных рабочих), по в своей критике весьма умеренна и оставляет реформистским вождям возможность сотрудничества с буржуазией. Учение Кейнса отвечает этим требованиям реформистов.
Реформистские вожди ценят Кейнса особенно за то, что он в отличие от сотен других вульгарных буржуазных экономистов — профессоров не пытается опровергать Маркса, не полемизирует с ним, а молчаливо обходит его.
Что дала бы реформистам полемика с Марксом в настоящее время? Она привлекла бы внимание рабочих к революционному учению Маркса, затруднила бы положение реформистских вождей, ухудшила бы их позиции среди интеллигенции. На основании собственного опыта они знают, что все попытки теоретически опровергнуть марксизм потерпели неудачу. Ныне, когда треть человечества свергла иго капитала и строит социализм под знаменем марксизма-ленинизма, было бы бессмыслицей утверждать, что учение Маркса «утопично», неприменимо в жизни.