Хотя второй послевоенный цикл протекает в условиях, значительно отличающихся от условий, в которых протекал первый послевоенный цикл, в ходе его развития все еще остается различие между победившими и побежденными странами. В победивших странах — США, Англии, Канаде — темпы роста медленные и уже имел место кризис: в США — в 1960—1961 гг. и в Англии—в 1962— 1963 гг., хотя фазы подъема, по существу, не было.
Как видим, различие в типе циклического движения в США и Англии, с одной стороны, и крупных промышленных капиталистических стран континентальной Европы, с другой стороны, осталось и во втором послевоенном цикле.
Возникает вопрос о перспективах дальнейшего циклического хода воспроизводства при капитализме.
Мы считаем немыслимым, чтобы в рамках монополистического капитализма циклический ход воспроизводства
был постоянно различным в двух решающих частях капиталистического мира. Раньше или позже во всем капиталистическом мире должен установиться единого типа цикл1. При этом нам представляется, что цикл будет все более похож на послевоенное развитие в США.
Тенденция к сокращению длительности цикла вполне закономерна и вытекает из общих законов капиталистического воспроизводства. Ясно, что с развитием капитализма обостряется противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, которое является основой циклического движения. Более конкретно: обостряется противоречие между стремлением капитала к безграничному расширению производства и узкими рамками потребительской способности капиталистического общества2. Поэтому кризисы перепроизводства должны учащаться и возникать через периоды более короткие, чем это было раньше.
Маркс уже 100 лет тому назад указал на тенденцию к укорачиванию циклов.