Вместо оружия во многих случаях производились бы роскошные легковые автомобили, вместо военных заводов строились бы квартиры для богатых людей и т. д.
Если бы государство не регулировало распределения сырья, то имевшееся ограниченном количестве сырьё скупалось бы теми предприятиями, которые в соответствии с положением рынка имели возможность платить за него наиболее высокие цены. В этом случае военная промышленность не всегда могла бы получать необходимое ей сырьё.
Если бы государство не распределяло имевшуюся в недостаточном количестве рабочую силу, то ею были бы в первую очередь обеспечены не наиболее важные для производства военных материалов предприятия, а те предприятия, которые при соответствующем положении рынка платили бы наиболее высокую заработную плату.
Если бы государство предоставило снабжение гражданского населения продовольствием «вольному рынку», то цены на продукты питания не переставали бы расти. Из имевшихся в ограниченном количестве предметов потребления значительная часть скупалась бы, припрятывалась и потреблялась бы состоятельными людьми. Физическая сила городских рабочих, восстановление которой необходимо было для обеспечения нормальной работы военной промышленности, не могла бы быть восстановлена из-за недостаточного питания, что привело бы к быстрому падению выработки.
Короче говоря: буржуазное государство как организация всей буржуазии в целом вынуждено было пытаться принудительно подчинить частные интересы отдельных предприятий и отдельных лиц интересам ведения войны. Естественно, что это удавалось лишь частично. Чем сильнее экономически отдельные монопольные предприятия, тем труднее государству подчинить их частные интересы интересам войны, тем более что представители монополий и организаций, выражающих интересы отдельных отраслей хозяйства, пользуются решающим влиянием в регулирующем аппарате государства.