Таким образом, факты должны быть не только классифицированы, но и оценены. Они должны быть оценены все, каждый в его связи с другими, и для каждого должен быть указан его подлинный вес. Таков процесс, верный как для логического определения (когда «значение», т.е. ценность, зависит от контекста), так и для экономики или этики, где ценность зависит от социальных отношений.
Оценивание фактов — это не просто их статистическое перечисление. Факты, когда они становятся предметом рассмотрения некоего лица, не обнаруживают свой вес автоматически. Оценивание — это не просто интеллектуальный процесс определения различных качеств или возможностей объектов или лиц. Кроме того, это не логический процесс абстрагирования определенного класса качеств и выстраивания их в систему. Это также эмоциональная оценка качеств и способностей в процессе социальной жизни. Некоторые факты могут показаться важными (как базис для совокупного результата) одному лицу, но не важными — другому. Если придать чрезмерный вес не важным фактам, то решение будет иным, нежели в случае, когда должный вес придается всем фактам. Факты собираются. Это статистический процесс. Но они также сортируются и отбираются при помощи процесса включения и исключения, и это — классификация. Классификация есть также определение, потому что является отсортировкой сходных фактов под общим именем или понятием, которое объединяет факты. Но это подразумевает наличие цели, ради которой отбираются факты. Некоторые из фактов важны для одной цели и не важны для других.
Но и это еще не все. Непосредственная цель определения инструментальна в отношении к предельной цели. Предельная цель — это совокупность всех ожиданий, в которую вносит свой вклад каждый факт или класс фактов. Эта цель может быть благой или дурной, достойной или недостойной, желательной или нежелательной, важной или неважной. Это — предельное чувство ценности, эмоциональный процесс оценки, придающий определенный оттенок всем определениям, место, где чувства могут осуществить возможность выбора благодаря включению фактов, которые рассматриваются как важные, и исключению тех фактов, которые рассматриваются как неважные, превращая, таким образом, истину в веру, а факты — в мнения, относящиеся к фактам.