По мнению Гароди, отчуждение рождается там, где труд рабочего «не является больше реализацией его собственных целей, его личных проектов, т.stfw.ru е. там, где он исполняет цели, намеченные другим. Так человек в своей работе перестает быть человеком, т. е. тем, кто сам ставит цели, и становится средством, моментом объективного процесса производства, средством производить товары и прибавочную стоимость. Хозяин навязывает ему не только цели, но и средства, методы его работы. Жесты и ритм заданы извне самим местом, которое отведено работнику во вращающейся шестерне производства. Они загодя определены и предначертаны, причем в формах, начисто лишенных человеческого содержания».
Критика капиталистической эксплуатации здесь явно заслоняется выступлениями против принципа единоначалия, подчинения единому производственному ритму и прочих принципов самой организации капиталистической фабрики. Но поскольку истолкование понятия «капитал» зависит у Гароди от содержания категории отчуждения, постольку критика капиталистических отношений неразрывно связана у него с неприятием рациональной организации, которую несет с собой капиталистическое обобществление.
Между тем известно, что К. Маркс, выделяя в «Капитале» простую кооперацию, мануфактуру и фабрику как последовательные ступени усложнения рациональной организации, критиковал их вовсе не за то, что они все более строго осуществляют принцип единоначалия, закон «железных пропорций» и т. д., а за то, что капиталисты используют эти стадии в эксплуататорских целях — для производства относительной прибавочной стоимости. В. И. Ленин недвусмысленно подчеркивал коренное различие «между эксплуататорской стороной фабрики (дисциплина, основанная на страхе голодной смерти) и ее организующей стороной (дисциплина, основанная на совместном труде, объединенном условиями высокоразвитого технически производства)».