Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Ревизия теории прибавочной стоимости

«Покончив» со стоимостью, Гароди переходит к ревизии Марксовой теории прибавочной стоимости, причем ведет ее под видом «продолжения анализа с того места, где Маркс его оставил».

«Покончив» со стоимостью, Гароди переходит к ревизии Марксовой теории прибавочной стоимости, причем ведет ее под видом «продолжения анализа с того места, где Маркс его оставил». Рассуждения Гароди об основаниях для пересмотра теории прибавочной стоимости занимают несколько страниц и сводятся в основном к следующему. «Только труд живых людей, — пишет Гароди, — производит прибавочную стоимость». А поскольку в одном из докладов ЮНЕСКО подсчитано, что 90% ученых, существовавших с начала нашей цивилизации, «живут в настоящее время», то «почти весь научный труд составляет сегодня неотделимую часть живого труда». Именно здесь Гароди задается риторическим вопросом, в котором уже заложен вполне определенный ответ. Предлагается выяснить, «участвует ли наука в производстве прибавочной стоимости только как «мертвый труд», овеществленный в машинах, или же она участвует в этом процессе как «живой труд», подобно труду рабочего. Не достигается ли на нынешнем уровне капиталовложений в науку и технику тот порог, на котором различие между «мертвым трудом» и «живым трудом», следовательно, различие между абсолютной прибавочной стоимостью (извлеченной из живого труда) и относительной прибавочной стоимостью (ставшей возможной благодаря техническому прогрессу) является предметом бесплодного спора?»

Но марксизм связывает различие между абсолютной и относительной прибавочной стоимостью не с разницей между «живым трудом» и «техническим прогрессом», а с различными методами повышения степени эксплуатации рабочего класса. В первом случае повышение нормы прибавочной стоимости достигается за счет увеличения рабочего дня при постоянной производительности труда, а во втором — за счет роста производительности труда при неизменном рабочем дне.


Также по теме:
Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни.