Гениальность К. Маркса в том и состояла, что он за видимостью юридической свободы рабочего вскрыл его глубокую придавленность системой капиталистической эксплуатации.stfw.ru И вот 100 с лишним лет спустя является человек, называющий себя марксистом, и акцентирует именно на том, что при капитализме рабочий «остается в принципе свободным», так как располагает разнообразными «правами», «способностями и возможностями». В такой постановке вопроса нельзя не увидеть обычного для вульгарных экономистов стремления скрыть эксплуататорскую сущность капитализма при помощи апелляции к буржуазным свободам.
Лефёвр пишет о доступности рабочим потребительных стоимостей, в чем, по его мнению, проявляется противоречие в капиталистических связях. Но свобода выбора той или иной потребительной стоимости еще не означает «бреши» в эксплуататорских отношениях, так как в буржуазном обществе рабочему дозволяется иметь лишь те потребности, которые необходимы для самовозрастания капитала. Вне процесса увеличения своей стоимости капитал проявляет величайшее равнодушие к потреблению народных масс, о чем свидетельствует та неслыханная оперативность, с которой в условиях кризисных ситуаций девятки миллионов рабочих в капиталистических странах лишаются основных средств к существованию.
Показательно также, что, характеризуя капиталистические связи, Лефевр упирает в основном на «абсолютное доминирование мира товаров». Капитализм осуждается за формирование ложного сознания «идеологии товара», фиксирующего любое благо в качестве звена в цепи товарных сделок. Здесь Лефевр становится жертвой идеалистической методологии, ибо всеобщее распространение товарной формы при капитализме — это не продукт идеологии, а объективно существующее явление.