Маржинализм в исходном пункте ограничивал сферу ценообразования стенами осажденной крепости или хозяйством Робинзона, живущего за счет накопленного запаса благ. Он покидал, таким образом, почву товарного производства и его высшей формы — капитализма, т. е. абстрагировался как раз от того, что требовало объяснения. Только при таком истолковании редкости отправным моментом ценообразования может стать независимая от трудовых издержек монопольная цена. При этом спрос и предложение, лишаясь стоимостной основы, начинают играть определяющую роль в формировании уровня такого рода цены.
Вопреки мнению Шика марксистско-ленинская теория не проходит мимо проблемы спроса и предложения, однако решает ее на принципиально иной основе. Признавая известное влияние субъективных мотивов, марксизм главную роль в формировании спроса отводит фактору платежеспособности населения, который в свою очередь зависит от объема произведенного национального дохода и распределения его между классами буржуазного общества. „Общественная потребность",— писал по этому поводу К. Маркс, — т. е. то, что регулирует принцип спроса, обусловливается в основном отношением различных классов друг к другу и их относительным экономическим положением, а, следовательно, в частности, во-первых, отношением всей прибавочной стоимости к заработной плате и, во-вторых, соотношением различных частей, на которые распадается прибавочная стоимость (прибыль, процент, земельная рента, налоги и т. п.)».
Доминирующая роль в определении динамики спроса сохраняется, таким образом, за стоимостными величинами. Отрицающие это обстоятельство представители маржинализма, к чьим теориям апеллирует Шик, дают лишь весьма поверхностное, искаженное представление о законах формирования спроса, поскольку им свойственно замалчивать классовый характер распределения доходов в буржуазном обществе, а иногда и сам фактор платежеспособности населения.