До того как заснуть, сказочный герой был убежден, что его состояние может увеличиваться либо в результате собственного труда, либо вследствие присвоения труда других лиц. Кто же в таком случае облагодетельствовал его во время сна? Кто подарил ему «стоимость 54 часов труда»?
Поскольку Лёбл толкует здесь о «часах труда», может сложиться впечатление о возвращении его на позиции трудовой теории стоимости. Конечно, применение объективного масштаба цен противоречит прежним высказываниям этого ревизиониста, дискредитирует принадлежащую ему концепцию «договорной цены». Но говорить о сближении с марксизмом здесь не приходится.
В случае с ремесленным производством речь у Лёбла идет не об общественно необходимых затратах труда, а о часах, измеряющих продолжительность частных работ фермера, кожевника, красильщика. В основу цены кладется не абстрактный, общественный, а конкретный, частный труд, причем столетней давности. В примере с современным обувным производством в роли единицы измерения выступает средняя цена часа труда, полученная путем деления общего фонда заработной платы на отработанный фонд рабочего времени по народному хозяйству США за 1971 г. Ясно, что в этих примерах используются явно несоизмеримые величины, так что, как сказали бы математики, проблема с самого начала поставлена некорректно. Мы не говорим уже о неправомерности словосочетания «стоимость труда», сплошь и рядом встречающегося в публикации Лёбла. Мистифицирующий характер этого выражения исчерпывающе показан К. Марксом.
Чтобы объяснить придуманную Лёблом ситуацию, следует признать, что наш герой являлся в обувную лавку, имея в кошельке не часы конкретного труда ремесленников, а звонкую монету. Допустим, что до летаргического сна он, намереваясь купить пару обуви, скопил 60 долларов золотом 25, а после пробуждения потратил на эту же цель эквивалент всего лишь шести золотых монет.