Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Живой труд

Лёбл не ограничивается здесь фиксацией снижения доли живого труда в общей стоимости продукта.

Лёбл не ограничивается здесь фиксацией снижения доли живого труда в общей стоимости продукта. Нет тут речи и об уменьшении дохода фермера в результате его перераспределения в пользу агробизнеса. Как ни странно это звучит, но Лёбл, очевидно, проводит мысль о том, что живой труд фермеров не может произвести всего объема не только общей, но и вновь созданной стоимости, ибо, взятый «сам по себе», безотносительно к используемым средствам производства, он мало чём отличается от труда крестьян XVIII столетия. Этот абсурдный тезис покоится на совершенно несостоятельной предпосылке, согласно которой трудовой процесс должен рассматриваться в отрыве от материальных условий его осуществления.

Лёбл фактически практикует здесь так называемый метод лишения, получивший широчайшее распространение в буржуазной политической экономии. Приверженцы этого метода вопреки общим тенденциям научно- технического прогресса в ходе мыслительного эксперимента последовательно лишают работника используемых средств производства, заменяя их менее дорогими и соответственно менее производительными. Таким путем обесценивается квалификация непосредственных участников производства, накопленные ими знания и производственный опыт. Обнаружив убыль от подобных операций, буржуазные экономисты приписывают ее понизившейся «производительности капитала», тогда как на самом деле причина снижения стоимости заключается здесь в искусственном превращении сложного труда работника в простой труд.

Иногда, впрочем, Лёбл предпочитает делать оговорки, что «энергетические рабы» создают стоимость не сами по себе. В них-де работает «примененная наука», т. е. материализованный умственный труд. Отсюда он делает вывод, что процесс создания прибыли или выгоды по большей части вообще выходит за пределы отраслей, непосредственно изготовляющих продукты.


Также по теме:
Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни.