Если в книге «За возрождение надежды» ревизия трудовой теории стоимости ограничивалась туманными намеками, то в «Альтернативе» (1972 г.) Гароди высказывается гораздо решительнее. «Неужели, — вопрошает он, — для того чтобы переосмыслить заново теорию стоимости (со всеми вытекающими последствиями), нашим ортодоксам, столь упорно оглядывающимся на прошлое, придется ждать до тех пор, пока не появятся
полностью автоматизированные предприятия, на которых будет работать максимум один диспетчер? Неужели они все еще будут пытаться невозмутимо определять стоимость общественно необходимым трудом, затраченным на нажатие кнопки?»
Как много ложных положений содержится в одной только фразе! С рассуждениями об одном диспетчере Туган-Барановский выступал еще вначале XX века. Правда, тогда один диспетчер назывался одним рабочим, но сути дела это не меняет. Ведь без затрат переменного капитала невозможно производство прибавочной стоимости. Абсолютное сокращение применяемой рабочей силы в тех масштабах, о которых писал Туган-Барановский и которые теперь имеет в виду Гароди, привело бы к резкому сокращению массы прибавочной стоимости — источника фонда накопления. Можно, конечно, вообразить себе, что производительность труда увеличится в миллионы раз. Однако величина стоимости, создаваемая в течение рабочего периода, от нее не зависит. От производительности труда зависит количество потребительных стоимостей и величина стоимости каждой из них. Но накопление капитала нельзя рассматривать как увеличение объема потребительных стоимостей. При капитализме расширенное воспроизводство не существует без накопления капитала как стоимости. Гароди не в состоянии усмотреть разницу между ростом физического богатства и накоплением капитала, и это приводит его к ошибочным утверждениям.