Эти теории тенденциозно замалчивают, во-первых, что и в фазе подъёма сохраняются все противоречия капиталистического производства и имеет место острая борьба между капиталистами и рабочими, между крупным и мелким капиталом и т. д.; во-вторых, что в фазе промышленного подъёма создаются предпосылки .для нового взрыва экономического кризиса, который несёт с собой углубление всех противоречий капитализма.
С другой стороны, теория «бескризисного капитализма» опирается на измышления буржуазных апологетов об «уравнении доходов» (см. третью главу). Из этих надуманных положений буржуазные авторы делают выводы о форсированном росте покупательной способности широких масс населения, создающем якобы основу для непрерывного роста внутреннего рынка. Вымышленное положение о том, что богатые становятся беднее, а бедные — богаче, используется буржуазными авторами для обоснования положения об исчезновении противоречия между производством и потреблением.
История показала, что подобного рода теории имеют наибольшее хождение в фазе промышленного подъёма и что наступление экономического кризиса знаменует собой и кризис подобного рода теорий. Так, иллюзии о возможности устранения капиталистических противоречий, кризисов, безработицы, классовых антагонизмов были широко распространены в 20-х годах. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. похоронил эти иллюзии. Экономическая депрессия в 1933—1936 гг. и кризис 1937—1938 гг. были неблагоприятны для возрождения этих иллюзий. Они получили широкое распространение после второй мировой войны в условиях наступившего промышленного подъёма.
В отчётном докладе ЦК КПСС XX съезду партии были проанализированы факторы, сыгравшие особую роль в подъёме капиталистического производства в послевоенный период.