Приведённые выше цифры опровергают это измышление Адельмана. И в 40-х годах процесс слияний использовали в первую очередь наиболее крупные корпорации для увеличения своих активов. В 50-х годах эта черта выявилась с ещё большей отчётливостью.
Вопреки софистическим утверждениям буржуазных экономистов слияние корпораций остаётся по-прежнему одной из самых ярких форм концентрации капитала и производства.
Господство монополистического капитала в США находит своё наиболее яркое выражение в том, что небольшая кучка крупнейших банкиров и промышленников — монополистов держит в своих руках важнейшие отрасли народного хозяйства и осуществляет контроль над значительной частью общественного богатства. Господствующее положение в экономике США занимают восемь крупнейших финансовых групп — Моргана, Рокфеллера, Кун- Леба, Меллона, Дюпона, Чикагская, Кливлендская и Бостонская. Господство этих групп осуществляется прежде всего посредством так называемой «системы участия». Она заключается в том, что финансовая группа держит в своих руках основное акционерное общество («общество-мать»), возглавляющее концерн; это общество, владея контрольными пакетами акций, подчиняет себе
дочерние общества», которые в свою очередь господствуют над «обществами-внуками», и т. д. При помощи этих приёмов финансовые магнаты распоряжаются огромными суммами чужого капитала и имеют огромную сферу влияния. Сфера влияния группы Моргана к 1948 г. охватывала банки и корпорации с общим капиталом в 55 млрд. долл., Рокфеллера — с общим капиталом в 26,7 млрд., Дюпона — в 6,5 млрд., Меллона — в 6 млрд. долл.
Эти цифры служат ярким опровержением мифа о «народном капитализме».