Компьютер и зрение: совместить несовместимое
Реферат по общей гигиене Макиша Иван Сергеевич
🕛 08.11.2008, 12:28
План:1. Обоснование проблемы. 2. Анатомия и физиология глаза. 3. А что на практике? 4. Существующие нормативы. 5. Комплексы упражнений для глаз. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы.
Обоснование проблемы
Современное производство с его динамичностью, большими скоростями, обилием сложных и тонких деталей, непрерывным потоком зрительных и слуховых сигналов предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств.
Можно выделить профессии, в которых зрительная деятельность играет ведущую роль. И здесь очень важно приспособить условия труда к возможностям зрительной системы человека, максимально использовать эти возможности в конкретном трудовом процессе, чтобы, с одной стороны, повысить его эффективность, а с другой - исключить отрицательное воздействие на орган зрения.
Тем, чья работа связана со зрительным напряжением, хорошо знакомы неприятные ощущения, которые могут возникать при выполнении трудовых операций: тяжесть в веках, чувство давления или легкой тупой боли в глазах, мелкие предметы теряют отчетливость, контуры их расплываются. Это признаки зрительного утомления. Они являются следствием и общей усталости человека и утомления глазных мышц.
Анатомия и физиология глаза
Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого тела. Он совершает постоянные движения даже в состоянии кажущегося покоя, когда мы пристально смотрим на какой-либо предмет. Мелкие движения глаз, или, как их еще называют, микродвижения, которые можно зарегистрировать только с помощю специальных приборов, играют значительную роль в зрительном восприятии. Стоит сделать глаз абсолютно неподвижным (это удается тоже с помощью остроумных устройств), как рассматриваемый объект становится неразличим.
Мы совершаем также хорошо заметные движения глаз - повороты, переводя взор с одного предмета на другой, следим за движущимися предметами, сводим глаза, когда предмет приближается.
Все эти удивительно точные совместные движения глаз осуществляют 12 небольших мышц - по 6 на каждом глазу. Они начинаются в глубине глазницы и прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока.
Не менее важную роль играет и внутренняя, аккомодационная, мышца глаза. Больше всего она напрягается при зрительной работе на близком расстоянии.
А что на практике?
Персональные компьютеры (ПК) заняли прочное место во всех сферах жизни, в том числе в школах. Роль ПК возрастает, в перспективе школьные программы по многим предметам будут предусматривать их использование.
ПК и, особенно, их мониторы являются источниками электромагнитного поля (ЭМП) широкого частотного диапазона. Имеют большое значение также визуальные характеристики мониторов. Результаты исследований Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что при несоблюдении гигиенических требований существует реальная опасность для здоровья школьников. Занятия с использованием ПК могут привести к снижению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности, появлению жалоб на зрительное и общее утомление, ухудшение зрения. Имеются данные, что высокие уровни низкочастотного магнитного поля от монитора могут стать причиной снижения иммунитета.
По данным Комитета образования г. Москвы 1310 школ города имеют компьютерные классы. Как правило, в каждой школе их 1 - 2. В 1999 г. Госсанэпидслужба Москвы обследовала и оценила электромагнитные параметры 3353 ПК, установленных примерно в 200 школах. Из анализа полученных данных следует, что около 90% компьютерных классов только по электромагнитным параметрам не отвечают гигиеническим требованиям, установленным СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы". Кроме того, очень много нарушений по параметрам микроклимата, освещенности, по расстановке оборудования, по конструкции используемой мебели и т.д.
Около 70% школьных ПК выпущены до 1994 г. и конструктивно устарели, то есть мониторы не имеют внутренней защиты и создают повышенные уровни ЭМП. Причем около 30% обследованных Госсанэпидслужбой ПК - это ПК на базе телевизоров ("Агат", "Электроника" и т.д.) с плохими визуальными характеристиками, что неблагоприятно для чувствительного детского организма.
Необходимо отметить, что причина неблагополучия в компьютерных классах по ЭМП состоит не только в использовании конструктивно устаревшего оборудования, но и в неправильной организации электропитания оборудования, а также в отсутствии заземления, что является причиной значительно превышающих допустимые значения уровней низкочастотных электрического и магнитного, а также электростатического полей.
По результатам этой работы Госсанэпидслужба города направляла предписания директорам школ, выносила постановления о приостановлении эксплуатации компьютерных классов (33 только в 1999 году), налагала штрафы, но в целом проблема не решена и, возможно, не может быть решена на уровне школ с их скудными средствами. Центр госсанэпиднадзора в г. Москве еще в июне 1997 г. направил в Комитет образования г. Москвы письмо (№ 9-19-200 от 19.06.97) с краткой характеристикой ситуации в компьютерных классах, просьбой рассмотреть этот вопрос на коллегии Комитета и разработать программу по улучшению условий обучения с использованием ПК. При этом были указаны конкретные мероприятия, которые, по мнению специалистов, могут обеспечить решение данной проблемы. Однако такой программы нет до сих пор. Положение осложняется тем, что часто в школы поступают в порядке "спонсорской помощи" ПК старых моделей, списанные в других организациях.
Существующие нормативы
В настоящее время в Республике Беларусь действуют санитарные правила и нормы СанПиН N 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам (ВДТ), электронно-вычислительным машинам (ЭВМ) и организации работы" от 10.10.2000 года. Приведу некоторые выдержки из них, касающиеся охраны зрения пользователей.
Конструкция ВДТ должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путем поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах 30° и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах 30° с фиксацией в заданном положении. Дизайн ВДТ должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света.
Корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. На лицевой стороне корпуса ВДТ не рекомендуется располагать органы управления, маркировку, какие-либо вспомогательные надписи и обозначения. При необходимости расположения органов управления на лицевой панели они должны закрываться крышкой или быть утоплены в корпусе.
Искусственное освещение в помещениях должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами допускается дополнительная установка светильников местного освещения, предназначенных для освещения зоны расположения документов.
Следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения и отраженную блесткость на рабочих поверхностях за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
Рабочее место с ВДТ и ПЭВМ должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать 5°, допустимое - 10°.
Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов.
У учащихся 1-2-х курсов ПТУ и ССУЗов применение ПЭВМ допускается не более чем на одном сдвоенном уроке в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором уроке с интервалом в работе на ВДТ или ЭВМ не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.; у учащихся третьего и старше года обучения ПТУ и ССУЗов использование ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ на учебных занятиях допускается не более 3 часов в день.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ВДТ и ПЭВМ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
* устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут; * проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы на ВДТ и ПЭВМ. При появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз проводятся индивидуално, самостоятельно и раньше указанного времени. Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели.
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
ВАРИАНТ 1.
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2.
1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; после чего аналогичным образом - вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
ВАРИАНТ 3.
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15. 2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо насчет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Заключение
Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому производственная гимнастика для глаз важна не меньше, чем общие физические упражнения.
Как и любой другой вид гимнастики, упражнения для глаз принесут пользу только в том случае, если выполняются правильно, регулярно и длительно. Цель их - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении данной трудовой операции, и, наоборот, расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка. Тем самым создаются условия для профилактики переутомления глаз и их заболеваний.
Использованная литература:
1. Э. С. Аветисов, "Гимнастика для глаз"; журнал "Здоровье", N 10/88 2. СанПиН N 9-131 РБ 2000 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы" от 10.10.2000 года. 3. Официальный сайт Центра госсанэпиднадзора г. Москвы.