Наиболее часто встречающиеся проблемы с HDD IDE
Леонид Тарановский
🕛 31.10.2006, 18:46
B: - Что делать, если не загружается операционная система? O: - Все проблемы, возникающие при использовании накопителей на жестких магнитных дисках (HDD), можно разделить на проблемы программные и аппаратные. Под программными проблемами подразумеваются все сбои в работе компьютерной системы, вызванные ошибками в прикладном или системном программном обеспечении, или конфликтами программного обеспечения, но не неисправностями самого оборудования. Обычно это проявляется как отсутствие загрузки операционной системы (ОС) (сообщения типа “missing operating system”, “Insert system disk and press any key”), в то время как после загрузки с дискеты сохраняется доступ к HDD как к физическому или логическому устройству. Причина такой ситуации - нарушение логической структуры информации на HDD (из-за ошибок в программах пользователя, ошибок самого пользователя, действий вирусов и т.п.). Для правильной диагностики причины, приведшей к проблемам с загрузкой ОС, необходимо поступить так:
Убедиться, что все кабели (питания и сигнальный) подсоединены правильно и надежно. Практически на всех HDD первый контакт шлейфа IDE - тот, который ближе к разъему питания. На кабеле он отмечен каким-нибудь цветом. При неправильном подключении, скорее всего не запустится системная плата (из-за того, что сигнал аппаратного сброса окажется соединен с сигнальной “землей”). Разъем питания должен обеспечивать хороший контакт. Падение напряжения в месте плохого контакта может не позволить двигателю раскрутить диски до номинальной скорости. Hадо также проверить установку перемычек на HDD, отвечающих за переключение режимов master/slave. При включении питания должен быть слышен звук раскрутки шпиндельного двигателя, после чего - несколько секунд работы позиционера (инициализация, калибровка). После чего звук вращения дисков должен быть ровным, а светодиод выбора накопителя (если он есть) - погаснуть.
Запустить системный Setup компьютера и попробовать определить параметры винчестера с помощью пункта “IDE HDD autodetect”. Не исключено, что в вашем компьютере разрядилась батарея, питающая CMOS память, и он “забыл” правильные параметры. Надо также проверить, какой установлен режим трансляции параметров (если BIOS поддерживает разные режимы) - Normal (CHS), LBA или LARGE. Normal используется для накопителей емкостью до ~500mb, LBA - для накопителей большей емкости, LARGE используется редко. Некоторые HDD (например, Conner CP3000 и некоторые другие Conner'ы емкостью до 100mb) выдают по autodetect'у такие параметры, под которыми работать не могут. В этом случае приходится вручную прописывать параметры, соответствующие какому-нибудь близкому по емкости стандартному типу. Для 40мб накопителей это чаще всего тип 17. Точно узнать те параметры, под которыми накопитель был отформатирован, можно, загрузив ОС с дискеты и посмотрев Diskedit'ом из Norton Utilities любой версии (в режиме просмотра физического диска) таблицу разделов (partition table). Координаты конца последнего раздела и будут искомыми параметрами (число головок+1, число цилиндров, число секторов). Некоторые старые типы HDD могут не работать на некоторых типах современных материнских плат с интегрированными контроллерами HDD. Подобное наблюдалось на MB ATC1425B с HDD CP3000, WD93044A на secondary HDC (вторичном IDE интерфейсе). Также нет ничего удивительного в том, что HDD емкостью до 400мб разных производителей (в основном Conner + Seagate, Conner + WD и другие пары с Conner) могут не работать нормально в паре master/slave на одном кабеле. Это вызвано различием во временных диаграммах работы накопителей ранних разработок. Единственный способ решить эту проблему - разнести конфликтующие накопители на разные контроллеры (один - на primary, другой - на secondary). Еще одна часто встречающаяся проблема, возникшая с появлением Intel TX chipset - несовместимость интегрированных контроллеров IDE TX чипсета со многими более старыми моделями HDD. Hесовместимость вызвана пониженным по сравнению со стандартным TTL уровнем логической “1” на TX. В результате многие старые HDD на TX начинают работать неустойчиво. Выход только один - замена HDD на поддерживающий режим UltraDMA. Итак, если параметры винчестера определяются autodetect'ом, то это обычно означает, что он успешно инициализировался и исправны, по крайней мере управляющий процессор, схемы управления двигателем и позиционером, канал чтения и микроконтроллер, а также читаются служебные дорожки и некоторая часть области данных пользователя. Иногда случается, что после того, как винчестер нормально определился BIOS'ом, его инициализация перед загрузкой операционной системы не проходит (не устанавливается сигнал готовности устройства), что приводит к появлению сообщения об ошибке инициализации HDD. Такое, в частности, случается со старыми HDD (ST157A, иногда с другими). Hеобходимо перезапустить компьютер кнопкой Reset или выключить/включить питание.
Загрузить операционную систему с дискеты. Для удобства рекомендуется подготовить дискету (на машине, не зараженной вирусами!) такого содержания: DOS (в составе: системные файлы, Fdisk.exe, Format.com, Sys.com - от соответствующей версии DOS или Windows95), Checkit 3.0, Diskedit.exe+Nlib200.rtl, и что-нибудь типа Volkov Commander (он занимает меньше места, чем NC). Дискета должна быть защищена от записи. Возможна ситуация, когда при подключенном HDD ОС не загружается и с дискеты, хотя при отключенном HDD загружается нормально. В этом случае вероятнее всего причина проблемы - заражение вирусом, изменившим системные области ОС. Хорошо, если вирус может быть обнаружен и удален одной из общеизвестных антивирусных программ (DrWeb, Aidstest, и др.). Иначе удалять вирус придется вручную Diskedit'ом с возможной потерей информации на HDD. Естесственно, для этого надо достаточно хорошо представлять себе структуру файловой системы данной ОС (или воспользоваться услугами того, кто в этом разбирается ;-)). При этом крайне нежелательно пользоваться программами типа Norton Disk Doctor (ndd), Scandisk и т.п., так как они способны исправить файловую систему, но не восстановить ее. Такое исправление часто только искажает картину и сильно затрудняет восстановление данных пользователя, а иногда делает его невозможным.
После успешной загрузки ОС с дискеты можно запустить тест HDD из Checkit. Тест должен пройти без ошибок для всего дискового пространства. Если это так, то “железо” почти наверняка в порядке (за исключением весьма редкого случая неисправности канала записи), и необходимо разбираться с системным программным обеспечением. В случае если хранившаяся на накопителе информация не представляет особой ценности, можно, воспользовавшись Diskedit'ом в режиме просмотра физического диска, заполнить кодом 00 начальный сектор 0 дорожки (или несколько начальных секторов - это не принципиально), а потом (после перезагрузки) заново создать логические диски и отформатировать их. Простая переразметка с помощью fdisk (без предварительного стирания MBR Diskedit'ом) бессильна против многих вирусов (например, OneHalf), так как они при этом остаются активными, перехватывая прерывания DOS, и заново заражают загрузочный сектор. Сообщения об ошибках в окне тестирования Checkit указывают на наличие дефектных участков в рабочей области дискового пространства. Сообщение “marked by DOS” означает, что данный участок отмечен как Bad cluster в FAT и не используется ОС. При этом “программные” дефекты, т.е. те кластеры, которые отмечены в FAT как bad, а на самом деле таковыми не являются, в окне тестирования отображены не будут. Небольшое количество дефектных секторов можно попытаться скрыть с помощью процедуры низкоуровневого форматирования.
Если описанная выше процедура привела к положительному решению возникшей проблемы, то, как говорится, не проблема и была. В случае, когда необходимо сохранить данные на HDD, процесс восстановления информации может оказаться сложным и длительным. Хотя в большинстве случаев это возможно, в том числе и расшифровка файлов и секторов, зашифрованных вирусом. По вопросам, связанным с диагностикой, ремонтом HDD и восстановлением информации, можно обращаться к автору данного текста (e-mail: leonid@mailbox.alkor.ru, FIDOnet: 2:5030/304.18 AKA 2:5030/1167.11).