Linux на пути в офис
Владимир Попов, posix.ru
🕛 06.06.2006, 13:13
Данный текст является не столько статьёй (изложением более или менее известных данных), сколько приглашением к обсуждению. И только в связи с объёмом он не размещён как post-сообщение в форуме. В большой степени это приглашение к обсуждению вопросов, затронутых в статье Алексея Федорчука "Ками-терминал..."Как явствует из названия, речь пойдёт не об использовании IBM PC в чисто "персональном" или "бытовом" качестве: индивидуальная работа с текстами, графикой, звуком, воспроизведение видео и аудио и, тем более, в качестве игровой консоли.
Сугубо "специальное" использование (в составе систем управления, автоматизации или обеспечения коммуникаций, распределённые вычисления и т.д. и т.п.) также опустим. В "сухом остатке" останется использование компьютера в качестве средства автоматизации конторской деятельности. И пусть никого не вводит в заблуждение несколько архаический характер определения "контора": именно в этом качестве компьютеры и выступают в роли тех самых "busyness machines", которым и обязан своим названием "голубой гигант" - IBM.
Даже всеми нами любимая MicroSoft Co., заработавшая свои первые миллиарды отчасти именно на желании индивидуумов иметь именно свой, личный компьютер, всё меньше внимания уделяет всевозможным "Номе Edition", не уставая повторять, в то же время, что её главная цель - корпоративный заказчик.
И что же мы имеем в современном офисе и есть ли там место Linux-у?
В офисе мы имеем... чёрт знает что. Не без участия вышеупомянутой MicroSoft, кстати. Бизнес-информация по определению коллективно, "разделяема" в терминах сетей. Тогда как вычислительные же системы, представленные почти исключительно IBM PC под управлением ОС всё той же MicroSoft, приучили пользователя к индивидуальному, "персональному" стилю работы. Даже если выпиской счетов занимается всего два человека, хотелось бы, чтобы они при этом опирались на одни и те же данные по складу. И чтобы результат их работы находился в одном месте. Только так бухгалтер и менеджер будут иметь актуальную информацию о состоянии бизнеса.
Разумеется, уже при такой ситуации хранить данные о продажах в таблицах Excel неразумно, а выписывание счетов в Word и вовсе вызывает сомнение в психическом здоровье тех, кто придерживается подобной методики. Однако: именно так и делают "сплошь и рядом".
Положение, тем не менее, меняется понемногу. Всё естественнее в офисе звучат слова "сервер", "клиент", "БД". Занятно, что аббревиатуры HTTP, TCP/IP, SQL "приживаются" в офисе в ходе использования продуктов MicroSoft, никакого отношения к ним изначально не имевшей. Ну, да Бог с ней, с MicroSoft. Важно, что здравый смысл всё-таки "пробивает" себе потихоньку дорогу в современный офис. Совсем упрощённо этот "здравый смысл" можно обозначить как централизованное хранение данных (БД, как правило) и набор специальных клиентов, реализующих с этими данными работу. Альтернатива - серверные приложения. Реализаций - масса. Пришло время оценить, находится ли тут место для Linux.
Разумеется - да. "Разумеется", потому, что Linux унаследовал от UNIX целый ряд подходов и средств, успешно используемых в рамках клиент-серверной архитектуры. И дело тут не cтолько в бесплатности LAMP (Linux+Apache+MySQL+PHP), сколько в эффективности как подходов, так и уже наработанных средств. Ни IBM, ни, Oracle переходить в разряд благотворительных организаций не собираются, насколько мне известно, что не мешает первой использовать на своих серверах Linux, а второй - рассматривать, PHP как язык универсального интерфейса к собственным БД.
IBM, Novell, Oracle... А что же мы, доморощенные поборники open source? И денег у нас поменьше, и количество программистов "на тысячу населения" - выше среднего (это, правда, дело поправимое: ещё десяток лет - и количество это придёт в соответствие с уровнем развития производительных сил), и патриотизма (по некоторым данным) - хоть отбавляй, и Linux любим (судя по форумам) "донельзя"... а применения open source продуктов в секторах, предположительно перспективных по мнению всё тех же IBM/Novell/Oracle (а можно бы им и поверить) - не наблюдается. Странно, однако.
Похоже, PC-центризм проник и в ряды posix-ивистов. Ожидание очередного Open Office с последующим стенанием по поводу того, что он "долго грузится". Упорство, достойное лучшего применения, в борьбе за "красивость" десктопа, качество воспроизведения видео и возможность запуска win-games. Ну очень хочется заменить Linux-ом MS Windows...
Бесплатная X Window имеет "врождённые" сетевые возможности, которые появляются в ХР только после включения терминального сервера (а ведь ещё и за лицензии нужно платить). От цены на MS SQL Server у человека, знакомого с MySQL, наблюдается, как минимум, шок. Открытые ssl, radius, vpn... Не аналоги win-приложений нужно искать в Linux, а то, чего в MS Windows ещё нет, плохо работает или безумно дорого. Самое смешное то, что такие вещи есть и относятся они преимущественно к сфере корпоративного использования, наиболее привлекательной с точки зрения MicroSoft же. Просто анекдот какой-то...
Это, собственно, была прелюдия. Теперь о реальности.
Как справедливо заметил Алексей, основным препятствием на пути open source в офис является 1С-бухгалтерия. Причин несколько. Особенности национального бухучёта, низкий образовательный уровень бухгалтеров... неважно. Факт, что от 1С "широкие массы" отечественной бухгалтерии уйти в настоящее время не могут. Выход один: оставить 1С-бухгалтерию эдаким "win-островом", выделив ей одни из компьютеров сети. Решение не такое уж неожиданное: многие фирмы, отчаявшись дождаться от 1С нормальной сетевой работы, выделяют под неё терминальный сервер. С этого момента количество одновременных "бухгалтерских" сессий определяется только мощностью сервера и количеством наличных лицензий.
Linux станция может открыть такую "бухгалтерскую" сессию по протоколу RFB (Remote FrameBuffer) или по RDP (Remote Desktop Protocol). В первом случае используется vnc с потомками, никакие лицензии не требуются, но все сессии адресуются к одному и тому же win-десктопу (с точки зрения десктопов, XP, по-прежнему, - однопользовательская ОС). Во втором случае используется rdesktop, но на win-машине должен быть запущен терминальный сервер со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде лицензий. Мне известна альтернатива под названием XP Unlimited с ценой в $85 и отсутствием ограничений на количество одновременных сессий (что уже заметно легче, чем условия MS).
Ну, а дальше, практически, приглашение к обсуждению:
какие кто знает способы получить терминальный сервер под XP?
Существуют ли открытые аналоги ПО от Citrix?
есть ли альтернативы у rdesktop?
возможно, есть ещё способ открыть win-сессию на Linux-станции?
Есть ли желающие высказаться?