Однако историческая обстановка в невероятном случае крупной межимпериалистической войны при неучастии в ней социалистического мира была бы совсем другая, чем в 1944 г.
Империалистический мир был бы в целом значительно ослаблен, социалистический мир сравнительно значительно усилен. Поэтому социалистический мир мог бы легко выполнить свой интернациональный долг и защитить народы, которые сбросили бы с себя иго капитализма.
Ясно, что третья мировая война между империалистическими державами при нейтралитете социалистического мира для капиталистического строя не менее опасна, чем война между капитализмом и социализмом.
Поэтому мы считаем, что, хотя экономические основы межимпериалистических войн налицо, хотя борьба за источники сырья и рынки сбыта, за экспорт капитала между империалистическими странами не менее остра, чем перед второй мировой войной, государственные деятели буржуазных стран, учитывая опыт первой и второй мировых войн, в результате которых капитализм потерял власть над одной третью населения мира, правильно оценивают классовую опасность новой межимпериалистической войны и будут опасаться ее начинать.
Новая крупная межимпериалистическая война затрудняется и тем обстоятельством, что не только классовый и экономический риск новой межимпериалистической войны стал гораздо больше, но возможный выигрыш в такой войне для монополистического капитала стал гораздо меньше. Единственным выигрышем для него было бы увеличение военных поставок.