Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Несостоятельность концепций «бескризисного развития»

Ведь такой анализ наглядно свидетельствует о несостоятельности концепций «бескризисного развития».

Ведь такой анализ наглядно свидетельствует о несостоятельности концепций «бескризисного развития». Даже если отвлечься от событий середины 70-х годов и принимать во внимание лишь тот период, о котором писали ревизионисты, то и тогда обнаружится, что за годы, прошедшие после экономической катастрофы 1929—1933 гг., капитализм успел пережить, по крайней мере, четыре циклических кризиса: 1937—1938 гг., 1948—1949 гг. в США и 1953—1954 гг. в Западной Европе, 1957—1958 гг. и, наконец, 1969—1971 гг. Таким образом, ход капиталистического воспроизводства отнюдь не сводился, к спадам и подъемам, сохранился его циклический характер, а, следовательно, и основная фаза цикла — кризис.

Правда, в первые послевоенные десятилетия кризисы перепроизводства оказались менее глубокими, чем в 20—30-х годах XX в. Сказались послевоенное обновление капитала, структурные сдвиги, порожденные научно-технической революцией, и прочие факторы, обусловившие значительную модификацию инвестиционного цикла. Эта сторона вопроса, связанная с особенностями воспроизводства основного капитала, как правило, обходится создателями ревизионистских теорий. В частности, Шик, несмотря на многочисленные выпады против марксистской теории кризисов, полностью обошел данную проблему.

В ревизионистских публикациях ни слова не сказано и о таком мощном, влияющем на цикл факторе, как экономическое соревнование двух мировых систем, усилившее стимулирование темпов роста со стороны буржуазного государства. Вместе с тем весьма упрощенно оцениваются последствия повышения реальных доходов трудящихся. Известно, что растущий спрос на потребительские товары наряду с выполнением определенной стабилизационной функции порождает в то же время дополнительную материальную основу цикличности капиталистического воспроизводства.


Также по теме:
Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни.