Это значит, что, несмотря на мероприятия государства по предоставлению работы, ёмкость рынка в отношении товаров подразделения II останется неизменной и, следовательно, вместо поставленной государством на работу рабочей силы другая рабочая сила будет высвобождена из-за отсутствия сбыта товаров подразделения II (а тем самым, >в конечном счёте, и товаров подразделения I). Лишь в том случае, если государство будет получать средства из той части прибавочной стоимости, которая иначе пошла бы на накопление денежного капитала, т. е. без уменьшения потребительной способности занятой части
населения и без уменьшения реального частного накопления, мероприятия государства по предоставлению работы поведут к действительному уменьшению безработицы. (Нетрудно понять, что сказанное относится и к тому случаю, когда государство получает необходимые ему средства не путём налогового обложения, а путём выпуска займов.)
Далее спрашивается: какого рода работу государство предложит выполнять занятым у него рабочим? Если оно будет производить предметы потребления или средства производства, то это, очевидно, ничего не даст: при неизменной покупательной способности общества дополнительные количества товаров, производимые лицами, до сих пор безработными, высвободят рабочую силу на других предприятиях, и, следовательно, безработица не уменьшится. Временно безработица может сократиться в том случае, когда организуются работы, требующие для своего завершения ряда лет: строительство железных дорог, регулирование русла рек, сооружение гидроэлектрических станций и т. д. Но будучи закончены, все эти работы создают новый основной капитал и таким образом ведут к увеличению производства или к экономии рабочей силы, т. е. опять-таки усиливают тенденцию к хронической массовой безработице.