Если сейчас на предприятии отрабатывается такое же количество рабочих часов в день, как до войны, то число рабочих должно быть соответственно меньше. Таким образом, для того, чтобы обеспечить работу прежнему количеству рабочих, надо было бы сбывать соответственно большее количество товаров. Мало того, так как в каждой единице товара одного и того же качества сейчас содержится меньше рабочего времени и, следовательно, цены—по крайней мере теоретически — должны были бы упасть, то для того, чтобы обеспечить занятость всей рабочей силы, сумма цен сбываемых товаров должна была бы возрасти в ещё более сильной степени. Однако тенденция к уменьшению покупательной способности общества делает это невозможным без коренного изменения общественных отношений. Вследствие этого в ходе дальнейшего развития встаёт опасность ещё более значительной хронической массовой безработицы, чем до войны. Можно констатировать, что эта проблема занимает бесспорно центральное место во всех хозяйственно-политических дискуссиях о перспективах капитализма и, в частности, в англосаксонских странах. Приведём несколько примеров.
О том, как серьёзна эта проблема, свидетельствуют следующие американские оценки, имеющие в большей или меньшей степени официальный характер.
Член Управления военного производства Кинен считает, что если после войны 2,5 миллиона человек останутся в армии и 2 миллиона рабочих будут без работы в связи с необходимостью перехода с одного места работы на другое, то, за исключением этих 4,5 миллиона, в послевоенный период надо обеспечить работу 60 миллионам рабочих. Чтобы все они имели работу, народный доход должен был бы возрасти (в ценах 1943 года) на 170 миллиардов долларов. Если же народный доход снизится до уровня 1939 года, т. е. будет составлять в ценах 1943 года 108 миллиардов долларов, то в Америке будет 15—20 миллионов безработных.