Однако учёные-демографы прекрасно отдают себе отчёт в том, что продолжавшийся до сих пор в связи с уменьшением смертности рост населения ни в коем случае не означает сохранения его численности и в дальнейшем, так как, по мере того как население старится, неуклонно уменьшается число женщин способного к деторождению возраста.
Ясно, следовательно, что удлинение продолжительности жизни может лишь на некоторое время компенсировать уменьшение числа рождений. Ведь будущая рождаемость—это функция не всего населения, а исключительно женщин способного к деторождению возраста (от 15 до 50 лет). Как бы ни удлинялась средняя продолжительность жизни у всего населения в целом, если тысяча родившихся девочек 6 продолжение своей жизни не родят по меньшей мере тысячи детей женского пола, то в будущем неизбежно сокращение численности населения. «Норма чистого воспроизводства», т. е. число девочек, рождаемых каждой тысячью женщин на протяжении их жизни, обнаруживает во всех странах Западной и Северной Европы тенденцию к падению ниже тысячи. «При сохранении рождаемости на уровне 1926 года население обречено на вымирание, разве только смертность среди будущих матерей снизится в большей степени, чем этого можно ожидать»
В годы, предшествовавшие второй мировой войне, норма чистого воспроизводства упала ещё ниже. Особенно низкой она была в 1933 году, т. е. на следующий год после низшей точки мирового экономического кризиса 1929—1933 годов.
В годы, следовавшие за кризисом, норма чистого воспроизводства опять несколько поднялась, продолжая, однако, оставаться всё время значительно ниже тысячи, т. е. ниже уровня, необходимого для сохранения в будущем нынешней численности населения.
Исходя из цифр 1937 года и не учитывая /военных потерь, эти учёные приходят к тому выводу, что капиталистическая Европа (в границах 1937 года ) достигнет наибольшей численности своего населения к I960 году.