Не только в чёрной металлургии, мощность которой на 20—25 процентов выше, чем до войны, но даже в судоходстве намечаются значительные новые капиталовложения, хотя тоннаж США вырос с 12,1 миллиона тонн в начале войны до 57 миллионов тонн к концу войны. Как передаёт «National Federation of American Shipping» — центральная организация судоходства США, — судоходные Посмотреть вы сможете прямо сейчас. намерены заказать (частично уже заказали) 89 новых комбинированных пассажирских и грузовых судов с водоизмещением 1,2 миллиона тонн на сумму 400—500 миллионов долларов. Это должны быть хорошие, быстроходные суда.
Мы считали нужным указать на эти контртенденции; но основным фактором, определяющим развитие промышленного цикла после войны, остаётся всё-таки общий излишек основного капитала США (Канады и частично Англии), имевшийся к концу войны. Общий излишек основного капитала ещё увеличивается в связи с расширением основного капитала отдельных отраслей хозяйства и отдельных монополий, что не может не вести к взрыву промышленного кризиса перепроизводства в более короткий срок, чем при «обыкновенных» циклах.
Для правильного суждения о будущем ходе промышленного цикла надо ещё учесть рост производительности труда, имевший место за время войны в результате применения технических усовершенствований. Освобождённая от заботы об обеспечении сбыта и подхлёстываемая необходимостью удовлетворять нужды войны, промышленность «водила многочисленные технические новшества, которые отчасти были известны и раньше, но не осуществлялись на практике вследствие затруднений со сбытом. Рост производительности труда в США за время войны определяют, как мы уже указывали раньше, приблизительно в 3 процента в год против 2 процентов в мирное время. Рост производительности труда за время войны является одним из важнейших факторов, влияющих на развитие цикла после войны.