Таким образом, после окончания войны объем капиталистического рынка и в первом и во втором подразделениях был значительно больше «нормального», что прежде всего определило ход послевоенного цикла. Капиталисты начали чрезвычайно быстрыми темпами восстанавливать изношенный основной капитал и усиленно расширять его: в странах-победительницах сразу же после окончания войны, в странах-побежденных1 несколькими годами позже. Это является главной причиной длительности фазы оживления и подъема в послевоенном цикле. В качестве примера можно привести данные по США, Англии и Западной Германии.
Расширение основного капитала продолжалось все возраставшими темпами еще в первой половине 1957 г. Даже с учетом уменьшения покупательной силы доллара в течение всего послевоенного цикла масштабы расширения основного капитала в несколько раз больше по сравнению с довоенным циклом.
Подобное же положение было в Англии и Западной Германии.
Накопившиеся в итоге войны покупательные средства были использованы как для расширения основного капитала, так и для пополнения товарных запасов, которые к концу войны упали до очень низкого уровня. Так, в США товарные запасы в промышленности, в оптовой и розничной торговле упали к концу войны до 25 млрд. долл.; в течение цикла они последовательно возросли до 91,3 млрд. долл. (август 1957 г.). Аналогичное явление имело место и в других индустриальных странах. Производство для пополнения запасов играло значительную роль в удлинении фазы оживления и подъема послевоенного цикла. В США количество запасов начало уменьшаться только в четвертом квартале 1957 г. Но больший рост товарных запасов по сравнению с суммой продаж еще раньше сигнализировал о затоваривании, наличии перепроизводства товаров.