Может быть, она дает более глубокий, более основательный анализ капитализма, чем другие теории? Отнюдь нет.
Кейнс занимался лишь поверхностными явлениями капиталистической экономики. Перефразируя слова Маркса, его можно было бы назвать гением поверхности, внешней видимости буржуазного общества 1. Он не уделяет ни малейшего внимания основным категориям капиталистической экономики, объяснение которых занимает столь много места у классиков буржуазной политической экономии (и которые в дальнейшем исчерпывающе раскрыл Маркс). Он не дает никакого анализа товара и денег, стоимости и прибавочной стоимости, процента и предпринимательской прибыли; он не делает никакого различия между законами движения индивидуального капитала и совокупного общественного капитала и т. д. Для него все ясно, все лежит на поверхности.
Капитал «сам по себе» приносит процент, как земля — ренту, поскольку они оба «редки». Из каких экономических источников возникает процент и рента, какое место занимают они во всей системе капиталистической экономики — этого Кейнс не касается.
Кстати, объяснение появления процента и ренты «редкостью» капитала и земли неверно даже при поверхностном анализе. В периоды депрессий большие суммы денежного капитала не используются. Однако никто не предоставляет его безвозмездно другим. В Бразилии, Аргентине, Перу и т. д. крупные землевладельцы препятствуют обработке огромных площадей, чтобы сделать землю «редкой» и навязать крестьянам высокую ренту. Эта «редкость» земли отнюдь не является естественной. Она создается искусственно в результате монополии на землю, существующей в буржуазном обществе.