Вопрос не в, том, рассматривать аграрный кризис как «часть» или «на базе» общего кризиса капитализма. Вопрос заключается в следующем: является ли аграрный кризис, как мы его наблюдаем сегодня, циклическим, преходящим процессом или же, как это считаем мы, нециклическим, постоянным (до гибели капитализма) явлением?
Конечно, к этому вопросу нельзя подходить догматически. Подобно тому как не бывает «чистого» способа производства, как не бывает «чистого» империализма, не бывает и «чистого» аграрного кризиса в том смысле, что все отрасли сельского хозяйства во всех странах одновременно охвачены острым аграрным кризисом. Длительные мировые войны вызывают перерыв в аграрном кризисе перепроизводства. Неурожаи отдельных видов культур на больших территориях могут временно смягчить
кризис перепроизводства. (Так, например, большие закупки Китаем в 1961 — 1962 гг. и Советским Союзом в
1963 г. пшеницы на капиталистическом рынке уменьшили перепроизводство. Но это — преходящее явление, являющееся следствием неурожая, и оно не влияет на хронический характер перепроизводства пшеницы и аграрного кризиса вообще.) Изменение аграрной политики может до известной степени воздействовать на ход аграрного кризиса. Поэтому аграрный кризис в различных странах по разным культурам проявляется иногда очень остро, а иногда становится почти незаметным. Но эти колебания не меняют того основного факта, что перепроизводство аграрных товаров в развитых капиталистических странах будет усиливаться и дальше, концентрация производства и земли в руках капиталистических фермеров и разорение трудового крестьянства будут продолжаться, гнет монополий будет расти. А недопроизводство сельскохозяйственных товаров в слаборазвитых буржуазных странах, видимо, останется вплоть до гибели капитализма в целом.
Аграрное перепроизводство в высокоразвитых капиталистических странах и недостаток продовольствия в слаборазвитых странах усиливаются вследствие различных темпов роста населения в этих двух группах стран.