В высокоразвитых капиталистических странах потребление предметов питания может еще расти, так как в них имеются довольно широкие слои, которые при данном распределении национального дохода питаются неудовлетворительно. Однако среднее потребление калорий, особенно жиров и мяса, там уже сейчас выше, чем это считает полезным современная медицинская наука. Потребление отдельных второстепенных для аграрного кризиса предметов питания — свежих овощей и фруктов — будет еще расти.
Абстрактно-теоретически существует возможность увеличить сельскохозяйственное производство в бедных, слаборазвитых капиталистических странах и сделать для них импорт продовольствия излишним. Однако практически это очень трудное дело: потребовались бы коренная аграрная перестройка — аграрная революция — и большой прилив иностранного капитала для инвестирования его, в сельское хозяйство2. Само собой разумеется, что такое развитие еще больше углубило бы перепроизводство в высокоразвитых капиталистических странах3. По данным отчета министерства сельского хозяйства, в 1961 г. США экспортировали шестую часть годового сбора своего сельского хозяйства на сумму 6 млрд. долл. Соединенные Штаты были в этом году крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственных товаров. В общей сумме экспорта США одна четверть приходится на продукты сельского хозяйства.
Анализ развития аграрного кризиса в период после второй мировой войны подтверждает положение, высказанное мною впервые еще 30 лет назад, а именно, что аграрный кризис XX в. представляет собой не периодически преходящее явление, а процесс, являющийся частью общего кризиса капитализма.
Критики этого моего утверждения возражали на него ссылкой на высказывание Маркса, что «перманентных кризисов не бывает». Это возражение представляет собой примитивную логическую ошибку. Критики неправильно утверждают, что аграрные кризисы так же периодически повторяются, как и промышленные кризисы.