И наконец, хотелось бы обратить внимание исследователей циклов на своеобразное изменение кризисной фазы цикла, которое можно наблюдать в последнее время. Раньше кризис обычно выступал в форме взрыва, т. е. переход из фазы процветания в фазу кризиса происходил сразу, одним махом. Теперь мы видим, что в США и Англии взрыв кризиса как-то задерживается и происходит топтание на достигнутом высоком уровне производства, которое длится месяцами, иногда до полугода, пока наконец начинается явное кризисное падение производства.
По-видимому, не только предстоящее после подъема перепроизводство, но и состояние капиталистического рынка вообще сейчас значительно лучше известно капиталистам, чем во времена Маркса или даже чем лет 30 назад. Тогда сведений на этот счет было меньше и эти сведения публиковались с большим опозданием, и, что самое важное, они носили только ретроспективный характер, лишь регистрируя происшедшие факты.
Теперь же имеется богатая перспективная статистика.
В высокоразвитых промышленйых странах регулярно (и довольно быстро) публикуются сведения о новых заказах, о портфеле невыполненных заказов, о контрактах на новое строительство, о намерениях акционерных обществ в области капиталовложений в будущем году, анкеты о намерениях людей покупать автомашины, о наличии товарных запасов на фабриках, в оптовой и розничной торговле и т. д. Многие крупные предприятия и монополистические союзы имеют специальные организации для постоянного наблюдения за состоянием рынка их товаров. Все эти сведения дают капиталистам возможность заблаговременно сокращать производство, если это диктуется состоянием рынка, и не допускать крупного перепроизводства товаров.