Мы видим, как в эпоху монополистического капитализма, в период общего кризиса капитализма с его почти постоянной инфляцией конкретные рыночные цены отклоняются от исходного положения Маркса о том, что цена соответствует стоимости.
Но мы хотели бы особо подчеркнуть следующее. Как бы ни извращалось ценообразование под влиянием перечисленных выше факторов, стоимость, т. е. воплощенное в единице товара общественно необходимое рабочее время, остается основным регулятором отношений цен. Как бы ни отклонялся общий уровень цен от стоимости, единица товара, стоимость которого в 10 раз больше другого товара, при любом извращении ценообразования будет продаваться приблизительно в 10 раз дороже. Марксова теория стоимости, положение, что количество общественно необходимого рабочего времени, воплощенное в единице товара, служит основой ценообразования, остается всегда правильным.
До периода общего кризиса капитализма стабильность валют, одинаковая покупательная способность бумажных денег (банкнот) и золотых монет того же названия были правилом, инфляции — исключением. В период общего кризиса капитализма, особенно после второй мировой войны, стабильность валют является исключением, валютный «хаос», инфляция, девальвация, удачные и неудачные попытки стабилизации стали правилом.
Глубина общего кризиса капитализма на его третьем этапе проявляется не только в том, что спустя 19 лет после окончания второй мировой войны капитализм не в состоянии стабилизовать валюту большинства капиталистических стран, но и в том, что самая богатая капиталистическая страна — Соединенные Штаты Америки — вынуждена постоянно бороться за стабильность своей валюты, против инфляции.