В своем анализе К. Маркс предполагает наличие прочной золотой валюты и свободной конкуренции. При этих условиях цены на потребительские товары вследствие уменьшения их стоимости (при одинаковом их качестве) должны были бы последовательно падать, а стоимость рабочей силы соответственно уменьшаться, т. е. доля рабочего класса в национальном доходе будет уменьшаться независимо от того, происходит ли абсолютное обнищание или нет.
Однако на протяжении XX в. цены на потребительские товары не падали, а последовательно росли. Примером могут служить США.
Конечно, эти цифры очень неточны, но они все же показывают в рамках длительного периода роста цен значительное падение их вследствие кризиса 1929—1933 гг., а после этого (частично в итоге девальвации доллара в 1933 г.) беспрерывный рост индекса цен, который продолжается и по сие время. (В других странах, где инфляция и девальвация были больше, чем в США, рост цен был еще сильнее).
Главные причины этого явления, на первый взгляд как будто противоречащего общей теории ценообразования, следующие:
а) инфляция и девальвация валют, которые являются главной причиной роста цен в период общего кризиса капитализма;
б) монополии устанавливают цены на товары выше их стоимости, или, точнее, выше их цены производства; часть этого превышения перекладывается на покупателей потребительских товаров 2;
в) косвенные налоги, пошлины и т. д. перекладываются на покупателей;
г) государство монополистического капитализма разными способами повышает цены —иногда прямо (например, установление минимальных цен на сельскохозяйственные товары во всех высокоразвитых капиталистических странах); иногда косвенно, через посредство пошлин, ограничений или запрета ввоза товаров, субвенций при вывозе товаров и т. д.
Конечно, при стремительном росте цен на потребительские товары и денежная заработная плата рабочих должна расти.
Надо искать другой путь для цифровой оценки относительного обнищания. Такой путь — анализ данных о распределении национального дохода между классами. Для таких относительных величин изменение цен не играет роли.