Причины этого снижения таковы: в начале войны десятки тысяч горнорабочих были призваны в армию; впоследствии, когда это мероприятие было признано неправильным, вернуться на работу смогла уже только часть призванных. Далее, в угольной промышленности число невыходов на работу было особенно высоко. Так, в декабре 1944 года «вынужденное» отсутствие, т. е. пропуски по уважительным причинам, составило 11,07 процента всего рабочего времени, а «добровольное» отсутствие («voluntary»), т. е. невыход на работу без особых причин, составило 6,26 процента. В дни, следующие за воскресеньями и праздниками, процент отсутствующих рабочих доходил до 31.
Уменьшению выработки способствовали также введённое тотчас же после начала войны чрезмерное удлинение рабочего дня и отмена воскресного отдыха.
В вышедшем в 1940 году отчёте английского «Медицинско- исследовательского совета» («Emergency report» № 1) говорится:
«Опыт мировой войны показывает, какое вредное влияние оказывает слишком большая продолжительность рабочего времени на выработку, а также на увеличение числа несчастных случаев и заболеваний. В начале первой мировой войны продолжительность рабочей недели на военных заводах была так сильно повышена, что рабочие, как правило, работали по 70—90 часов; и даже свыше 90 рабочих часов в неделю было нередким явлением. Но расчёт не оправдался. Выпуск продукции увеличился непропорционально удлинению рабочего времени, и число невыходов на работу по болезни возросло. В прошлую войну заводы по производству боевых припасов при 12-часовом рабочем дне выпускали не больше продукции, чем при десятичасовом.