По Германии оценок не имеется, так как здесь никаких данных о продолжительности рабочего времени не публиковалось; однако общее число отработанных рабочих часов, несомненно, сильно увеличилось, ориентировочно процентов на 45, в том числе: на 25 процентов в результате удлинения рабочего времени и на 20 процентов в результате увеличения числа работавших.
в) Серьёзным фактором роста общей массы выполненного труда в воевавших странах было почти полное отсутствие потери рабочего времени по причине забастовок.
В отчёте Трумэна об этом говорится следующее:
«Печать уделяет забастовкам много внимания — ввиду их драматизма и повода для сенсации, а также потому, что публика чутко воспринимает эти нарушения данного рабочими обещания не мешать забастовками военным усилиям страны. Между тем в 1943 году все забастовки в горном деле, в обрабатывающей и строительной промышленности вызвали потерю рабочей силы в размере менее процента всей фактически произведённой затраты труда в этих отраслях; общее же количество рабочего времени, отработанного рабочими за этот год, превысило отработку 1939 года на 76 процентов».
Равным образом и в Англии потери рабочего времени по причине забастовок были во время войны значительно меньшими, чем обычно, так как английские рабочие сознательно стремились не причинять какого-либо ущерба военному производству.
В Германии большая продолжительность рабочего времени и недостаток питания привели к сильному росту потерь рабочего времени из-за невыходов на работу по болезни. «Reichsarbeitsblatt» приводит следующие официальные данные о росте пропусков по болезни:
Особенно высоким был процент невыходов по болезни мобилизованных на работу (с половинным рабочим днём) домохозяек: порою он доходил до 20 процентов.