Наконец, к этому прибавляется ещё вызываемое самими военными действиями разрушение стоимости: потопление судов, воздушные бомбардировки, систематическое уничтожение заводов, строений, железных дорог и товарных запасов при отступлении и разрушении в результате обстрела артиллерией укреплённых городов и т. д.
Эти факторы — изъятие рабочей силы из производства, огромный расход оружия и боеприпасов и усиленное потребление армией многих других товаров, наконец, разрушения, причиняемые самой войной, — и являются основными, вызывающими тенденции к обеднению во время войны.
Подчёркиваем: речь идёт не о законе, а о тенденции, действие которой смягчается определёнными контр тенденциями и которая при известных конкретных условиях может быть преодолена.
Прежде всего мы хотели бы указать на то, что «военное хозяйство» бывает различных степеней и оттенков. Хозяйство страны может быть в широкой мере переключено на военные рельсы ещё до возникновения войны, как это было в гитлеровской Германии. С другой стороны, отдельные страны могут формально вести войну без того, чтобы их хозяйство являлось военным хозяйством. Именно так обстояло дело, например, в Японии в первую мировую войну: Япония формально находилась тогда в состоянии войны с Германией, но не переключила своего хозяйства на войну, так как военные действия её армии были очень незначительны и непродолжительны и сама она не являлась театром военных действий. Или, например, во второй мировой войне Бразилия была воюющей страной; она даже послала войска в Италию; всё же неправильно было бы утверждать, что хозяйство Бразилии являлось военным хозяйством в настоящем смысле слова.