Действительно, в современных условиях на первый план выступают и такие проблемы, как удовлетворение от труда, его творческий характер, социальная активность, участие в принятии хозяйственных и политических решений на разных уровнях, доступность высших областей культуры, человеческое достоинство и свобода личности, в конечном счете, обретение подлинного смысла жизни.stfw.ru
Однако, акцентируя на неудовлетворенности этих высших потребностей, а также потребностей в образовании и здравоохранении, Гароди полагает, что этим, собственно, и ограничивается проблема отчуждения трудящихся. При этом игнорируется тот фат, что сохранение капиталистического присвоения и отчуждение трудящихся от средств производства постоянно угрожают всей совокупности условий человеческой жизни в буржуазном обществе. Не удивительно поэтому, что в дальнейшем концепция «отчуждения» прямо направляется против тезиса о необеспеченном существовании рабочего класса при капитализме. «С 1961 г., — пишет Гароди, — я определял обнищание трудящихся не как абсолютное снижение покупательной способности или жизненного, уровня, как это было правильно во Франции и в Англии в начале XIX века и в России в конце XIX века после отмены крепостного права, а как растущее отчуждение трудящихся».
Несомненно, что здесь Гароди вульгаризирует марксистскую экономическую теорию, пытается представить дело, таким образом, будто марксизм не знает иной формы ухудшения положения рабочего класса, кроме абсолютной. Стремится доказать, будто абсолютное ухудшение — это, дескать, порождение капитализма XIX века, а в современных условиях его вообще не существует. Подобные утверждения не являются оригинальными. Французский реформист Ж. Мок задолго до Гароди, выступал с заявлениями, будто буржуазный строй с конца XIX века стал совершенно другим, так что все его пороки должны быть списаны на счет «раннего капитализма».