О «независимости» здесь говорить можно лишь для издевательства над наукой, которая во всех областях знания показывает нам проявление основных законов в кажущемся хаосе явлений».
Характерно, что и сам Лёбл вынужден, хотя и косвенно, признавать закономерный характер процессов ценообразования. Об этом, в частности, свидетельствуют его попытки провести различие между эмпирически наблюдаемой и так называемой реальной ценой. Утверждается, например, что, «если цена какого-либо товара остается прежней, а его качество падает, тогда в действительности цену нельзя считать неизменной. Из снижения качества, в конечном счете, вытекает рост реальной цены». В противоположность марксизму Лёбл отмечает не падение стоимостного содержания цены, а, наоборот, возрастание «реальной цены» относительно своего номинала. Однако в отличие от эмпирически наблюдаемого менового отношения «реальная цена» Лёбла есть известное теоретическое обобщение, своеобразное признание общего, т. е. закономерного, в кажущемся хаосе движения «договорных цен».
«Если цена есть меновое отношение, — писал по этому поводу В. И. Ленин, — то неизбежно понять разницу между единичным, меновым отношением и постоянным, между случайным и массовым, между моментальным и охватывающим длительные промежутки времени. Раз это так, — а это, несомненно, так, — мы столь же неизбежно поднимаемся от случайного и единичного к устойчивому и массовому, от цены к стоимости».
Развивая концепцию «договорной цены», Лёбл в конце концов приходит к выводу о возможности произвольного изменения процессов капиталистического ценообразования, с тем чтобы придавать им желательную форму. Обнажая классовый смысл своей концепции, он выступает с заявлением, что западное общество, находящееся под эгидой демократически избранного правительства, вполне способно не только излечиться от инфляции, но и создать новую систему цен на «гуманной» и «справедливой» основе.