Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». По Лёблу же, говорить о преобладающем значении производственных отношений не представляется возможным, ибо, по его мнению, «общество и экономика не являются детерминированными явлениями». Они якобы представляют собой «создания людей, результаты их духовных способностей». В силу этого центральной проблемой экономической науки, считает Лёбл, должна стать «проблема человека», рассматриваемая с точки зрения «умственно-духовной деятельности». Главным объектом критики в публикациях Лёбла служит, таким образом, идея признания объективных причинно-следственных закономерностей в жизни человеческого общества. Ее несостоятельность Лёбл усматривает в игнорировании сознательной деятельности человека, что ведет, по его мнению, к обеднению и даже обесчеловечиванию действительности, тормозит развитие социально-экономических дисциплин и т. д.
Методологические воззрения Лёбла лишь формально, декларативно предназначены для опровержения всей современной социологии, в том числе и буржуазной. На самом деле острие его теорий направлено, прежде всего, против марксизма. Именно учение К. Маркса, последовательно проводящее идеи исторического матёриализма, смогло представить научное объяснение закономерного характера явлений в жизни общества. Марксистский детерминизм не тождествен, как считает Э. Лёбл, игнорированию «умственно-духовной стороны человека». Действие общих социологических законов определяет лишь магистральный путь развития человечества, в рамках которого складываются самые различные ситуации, порождаются разнообразные возможности. Реализация этих возможностей во многом зависит от сознательной деятельности людей, от личных качеств, таланта, целеустремленности отдельных личностей.