Информационные технологииStfw.Ru 🔍
🕛

Методологические воззрения Лёбла

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». По Лёблу же, говорить о преобладающем значении производственных отношений не представляется возможным, ибо, по его мнению, «общество и экономика не являются детерминированными явлениями». Они якобы представляют собой «создания людей, результаты их духовных способностей». В силу этого центральной проблемой экономической науки, считает Лёбл, должна стать «проблема человека», рассматриваемая с точки зрения «умственно-духовной деятельности». Главным объектом критики в публикациях Лёбла служит, таким образом, идея признания объективных причинно-следственных закономерностей в жизни человеческого общества. Ее несостоятельность Лёбл усматривает в игнорировании сознательной деятельности человека, что ведет, по его мнению, к обеднению и даже обесчеловечиванию действительности, тормозит развитие социально-экономических дисциплин и т. д.

Методологические воззрения Лёбла лишь формально, декларативно предназначены для опровержения всей современной социологии, в том числе и буржуазной. На самом деле острие его теорий направлено, прежде всего, против марксизма. Именно учение К. Маркса, последовательно проводящее идеи исторического матёриализма, смогло представить научное объяснение закономерного характера явлений в жизни общества. Марксистский детерминизм не тождествен, как считает Э. Лёбл, игнорированию «умственно-духовной стороны человека». Действие общих социологических законов определяет лишь магистральный путь развития человечества, в рамках которого складываются самые различные ситуации, порождаются разнообразные возможности. Реализация этих возможностей во многом зависит от сознательной деятельности людей, от личных качеств, таланта, целеустремленности отдельных личностей.


Также по теме:
Наука – это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни.