Не боясь ошибиться, можно сказать, что, если составить список пяти или даже трех тысяч (а может быть даже и одной тысячи) самых богатых людей в России, или проследить все нити и связи их финансового капитала, их банковских связей, то откроется весь узел господства капитала, вся главная масса богатства, накопленного на счет чужого труда, все действительно важные корни «контроля» за общественным производством и распределением продуктов».
Эта характеристика капиталистического хозяйства буржуазной России раскрывает, по ленинскому выражению, «узел господства» современного капитала любой
капиталистической страны. За почти четыре десятилетия, протекшие после того, как эта характеристика была дана, изменения в капиталистической экономике произошли лишь в том отношении, что в США, Англии, Франции, Японии и т. д. численность этого верхнего слоя монополистических хозяев уменьшилась, ещё больше увеличилась их экономическая мощь, выросла концентрация богатств в их руках. Но существо дела от этого не изменилось. Они — действительные хозяева. Управляющие же и администраторы, выполняющие функции надзора и управления, находятся у них на службе. Таким образом, идёт ли речь о номинальных директорах или директорах и управляющих действительных, они никакого особого класса, отличного от капиталистического и противостоящего ему, не представляют. Они или служат крупным капиталистам, или составляют их часть.
Рассуждения о самоустранении собственников от власти и передаче этой власти наёмным директорам, будто бы образующим особый класс, представляют собой выдумку, выгодную лишь хозяевам монополий.
Теория, утверждающая, что класс капиталистов исчезает в современных капиталистических государствах, что собственники уступают — или уступили — власть своим наёмным управляющим и директорам, изобретена на потребу крупного капитала. Она пытается приписать современному капитализму «народный» характер с тем, чтобы скрыть его действительную сущность.