Компьютер первоначально и создавался для для уничтожения людей
Компьютер создавался для уничтожения людей и техники.
🕛 22.05.2009, 13:58
Двадцатый век ознаменован выдающимися достижениями человеческой деятельности: расщеплением атома и использованием атомной энергии, прорывом человека в космос и инструментальными исследованиями на разных планетах, уникальными хирургическими операциями на сердце и на мозге... Но с полным правом уходящий век (особенно его вторую половину) можно назвать компьютерным, так как без вычислительной техники, без компьютеров с их бесчисленными возможностями сложно осуществить многие достижения и вообще сегодня трудно представить такую сферу деятельности человека, в которой компьютеры не нашли бы применения. Они создали для некоторых людей особый виртуальный мир, в котором те не только живут, но и любят, а иногда даже находят смерть у экрана компьютера.Компьютер первоначально и создавался для этой цели - для уничтожения людей и техники. Первая электронно-вычислительная машина (ЭВМ) была сконструирована на деньги военного ведомства США в Пенсильванском университете сразу после второй мировой войны и предназначалась для расчета траекторий полетов артиллерийских снарядов. Весил этот монстр около 50 тонн и мог запоминать одновременно всего лишь 20 чисел. Для того времени машина, на создание которой было затрачено примерно полтора года и свыше 480 тысяч долларов, представляла собой подлинное чудо техники. Задачи, для решения которых раньше требовалось 12 часов, эта машина "щелкала" за 30 секунд.
Но процесс совершенствования вычислительной техники шел семимильными шагами, и в 1975 году в США появились первые персональные компьютеры. В настоящее время благодаря своей портативности, колоссальному объему памяти и феноменальной скорости расчетов они стали надежными помощниками человека в различных видах деятельности. В скором времени компьютеры могут превзойти своего создателя в его наиболее сильной ипостаси - в мышлении, которое базируется на взаимосвязи 16 миллиардов нейронов головного мозга.
Надо заметить, что в производственной деятельности одними из первых ощутили несомненные преимущества ЭВМ операторы самых разных направлений (диспетчеры энергосистем, аэродиспегчеры, операторы мартеновских печей, пилоты и др.), которые с помощью видеотерминалов (ВДТ) - устройств, отображающих информацию на экране монитора, могут быстро получать всеобъемлющее представление о состоянии объекта наблюдения или о ходе технологического и иного процесса, видеть динамику и взаимосвязь контролируемых и управляемых параметров. Творческим личностям компьютеры дали возможность реализоваться в постановке и решении различных научных, технических, эвристических задач, в создании интеллектуальных и развлекательных компьютерных игр, которыми увлекаются не только дети, но и взрослые, причем нередко в ущерб выполнению основных производственных функций. Недаром в США в 1994 году принято решение, запрещающее государственным служащим заниматься играми в рабочее время: примерно 30 % машинного времени в учреждениях тратилось на различного рода компьютерные развлечения.
Компьютеры стали верными помощниками в работе операторов, экономистов, управленцев, редакторов, депутатов и даже президентов (67-летний Джордж Буш в 1991 году со словами: "Учиться никогда не поздно" взялся за новое для себя дело - сел за клавиатуру персонального компьютера, установленного в отсеке при Овальном кабинете Белого дома). Но для многих увлекающихся натур они являются необходимым условием жизнедеятельности, становятся как бы ее стержнем и смыслом.
Компьютеры ворвались в повседневный быт, изменили образ жизни многих миллионов людей на работе, дома и одновременно стали причиной ряда недомоганий, что привлекло и продолжает привлекать внимание медиков, социологов и других специалистов к различным аспектам воздействия компьютеров на жизнь людей - социума в широком смысле и, конечно, на здоровье отдельно взятой личности - пользователя вычислительной техники. Причем этот интерес проявился раньше всего в тех странах, где компьютеры давно и прочно заняли свое место в повседневной жизни и деятельности.
По зарубежным данным, в 1998 году в США на 100 жителей приходилось 57 (в 1995 г. - 48) компьютеров, в Швейцарии - 48 (43), в Швеции - 43 (34), в Финляндии - 31 (24), во Франции - 24 (18), в Италии - 14 (11), в Испании - 12 (11). В России общий парк персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), по различным оценкам, насчитывает в настоящее время не более 5-6 миллионов штук. Тем не менее, можно смело утверждать, что компьютеры стремительно вошли во все сферы и российской действительности тоже.
Любопытные мысли о "подводных камнях" компьютерной эпохи высказал в "Санкт-Петербургских ведомостях" инженер-программист Е. Голомолзин. По его мнению, тотальная компьютеризация таит в себе определенные недостатки, и первый из них, как это ни странно, увеличивающиеся трудности в доступе к информации. Если раньше для получения информации достаточно было взять книгу, найти необходимую страницу и прочесть желаемое, то сейчас нужен посредник в виде того же компьютера, который, прочитав магнитную запись, переведет ее в удобоваримую для человека форму - текст, звук, изображение. При отсутствии такого переводчика доступ к знанию зачастую становится невозможным. Другая опасность хранения информации в компьютере и передачи ему многих функций управления заключается в ненадежности этой техники, которая зависит от источника питания, а главное, в потенциальной возможности уничтожения всей информации в результате сильнейшего электромагнитного воздействия искусственного или естественного происхождения.
Серьезная проблема возникает у эмоциональных людей с неустойчивой психикой, для которых общение с компьютером может вызвать зависимость, подобную наркотической. Многие женщины средних лет, отвлекаясь от трудностей повседневной жизни, с нетерпением ждут показа очередной серии какого-нибудь латиноамериканского сериала и поневоле становятся зависимы от сетки телевещания, тем не 'менее они остаются пассивными наблюдателями, и их активность может выразиться лишь в отключении программы или в переходе на другой канал. Другое дело - общение с компьютером, когда пользователь может активно участвовать в той жизни, которую он видит на экране. Он имеет возможность управлять ею, принимать решения, вмешиваться в процесс, т. е. жить в этой реальности. Поскольку возможности виртуальной жизни намного шире реальной (можно совершать космические путешествия или мчаться в автомобиле с огромной скоростью, при этом гарантируется личная безопасность), понятно, что она максимально затягивает, заставляя возвращаться к ней еще и еще раз.
Для некоммуникабельных людей компьютерные сети стали чуть ли не единственной возможностью реализовать свою потребность в общении. Помимо привыкания к электронному "наркотику" есть и другая неприятность. Многочисленные исследования показали, что дети, предпочитающие компьютерные игры традиционным, отстают в развитии таких качеств, как смекалка, воображение, любознательность, получая взамен лишь быстроту реакции.
И еще одно замечание, касающееся специфики компьютерной техники. Все предыдущие технические новинки: телефон, автомобиль, самолет - были лишь механическими придатками человека, компьютер же претендует на интеллект, обладание которым всегда отличало только человека и ставило его выше машины. Поэтому не случайно известный американский писатель-фантаст Айзек Азимов сформулировал три так называемых закона робототехники, суть которых сводится к фразе: "Не навреди человеку!"
Не останавливаясь более на социальных и других аспектах вторжения компьютеров в нашу жизнь, следует заметить, что, к сожалению, не все пользователи представляют себе многочисленные опасности, которые заключены в этом "черном ящике", особенно если его неграмотно эксплуатировать.
Всякое явление: природное или техногенное, социальное или антропогенное - несет в себе как положительные, так и отрицательные начала. Признавая огромную положительную роль компьютеризации во многих сферах деятельности человека, явившуюся подлинной научно-технической революцией, тем не менее, необходимо отметить, что любой научно-технический прогресс сопряжен с негативными факторами воздействия на среду обитания и здоровье человека. При работе с видеотерминалами они проявляются в ухудшении зрения, в заболеваниях опорно-двигательного аппарата, в неблагополучном протекании беременности, в кожных болезнях, аллергических реакциях, невротических состояниях и др.
Оставляя в стороне многочисленные преимущества использования вычислительной техники в трудовой и других сферах деятельности, в этой книге рассмотрены прежде всего негативные последствия широкого применения компьютеров: их влияние на здоровье и работоспособность персонала и отдельных пользователей, а также предложены необходимые меры профилактики и защиты.
С этой целью проанализируем особенности труда при работе с видеотерминалами, выделив специфические вредные и опасные факторы как самого компьютера, так и производственной среды. Основное внимание уделим нормативным требованиям по ограничению воздействия этих факторов, по организации рабочего места, по оптимизации режима труда и отдыха, эргономическим требованиям к параметрам оборудования, методам измерений и оценкам параметров среды и самих мониторов и т. д.
Изложение этих и других вопросов начнем с рассмотрения особенностей работы с персональными компьютерами (ПК), обобщив данные зарубежных и отечественных публикаций