Доклад председателя совета директоров корпорации Iintel д-ра Крейга Барретта на Consumer Electronis Show (CES). Лас-Вегас, 9 января 2009 г.
Intel
🕛 23.01.2009, 03:56
Доклад председателя совета директоров корпорации Iintel д-ра Крейга Барретта на Consumer Electronis Show (CES). Лас-Вегас, 9 января 2009 г. Гари Шапиро: Добрый день! Докладчик, который выступит сегодня на открытии выставки, возглавляет корпорацию, постоянно расширяющую границы инноваций. Я имею в виду те новшества, которые делают нашу жизнь более интересной и насыщенной. Председатель совета директоров Intel Крейг Барретт (Craig Barrett) - неутомимый энтузиаст технологий, верящий в то, что наша отрасль способна улучшить жизнь всего человечества. Он начал свою работу в Intel в 1974 году в должности менеджера по разработке технологий и поднялся на самую вершину карьерной лестницы, став президентом и высшим должностным лицом, после чего в 2005 году перешел на пост председателя совета директоров. Крейг Барретт является автором более 40 технических публикаций. Он считает, что «технологии - это инструментальное средство для решения самых сложных проблем».
В городах всего мира, от Окленда до Цюриха, Крейг стал «послом технологий». По последним подсчетам он побывал уже в 60 странах на всех континентах за исключением Антарктиды. Он посетил даже остров посреди Амазонки. Кроме того, Крейг является председателем Глобального альянса ООН по информационно-коммуникационным технологиям и развитию. Суть его деятельности на посту со столь длинным названием: помогать правительствам и компаниям развивающихся стран в использовании технологий для улучшения жизни их населения.
Крейг представлял свои идеи и результаты деятельности не только в ООН, но и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, а также на Всемирном конгрессе по информатике и технологиям в Малайзии. Его работа неоднократно получала высокую оценку, в частности, он самым первым был отмечен наградой группы экономических советников при президенте США Digital Patriot Lifetime Achievement Award. Сегодня «посол технологий» поделится своими идеями и взглядами на то, какие возможности открываются благодаря технологиям. Его участие в выставке - большая честь для нас, и я с удовольствием приветствую доктора Крейга Барретта.
Крейг Барретт: Добрый день! Мне очень приятно снова участвовать в выставке CES и особенно в этой секции, посвященной влиянию технологий на развивающийся мир, на развивающиеся экономики. Гари Шапиро уже рассказал о том, что мне посчастливилось 35 лет работать в Intel. За эти годы я много раз бывал в Лас-Вегасе на подобных конференциях, наблюдая за изменениями в технологиях и за их воздействием на жизнь людей. Время от времени я занимаюсь этим же как представитель Организации Объединенных Наций.
Я наблюдал самые удивительные примеры того, как использование технологий изменяло жизнь людей на Земле. И сегодня мне непременно хотелось бы уделить немного внимания различиям между тем, что мы видим в настоящий момент здесь, в Лас-Вегасе, и тем, что происходит в остальном мире. Я говорю о воздействии технологий на жизни тех, кто не может себе позволить поездку в Лас-Вегас, никогда не сталкивался с технологиями в своей жизни и не имеет даже самого необходимого для жизни, образования, здравоохранения, экономического развития, а порой и просто для выживания.
Иногда мы забываем о значении технологий в жизни таких людей, и я хотел бы посвятить отведенный мне сегодня час этой важной теме. Я попытаюсь донести до вас три простых тезиса. Сегодня имеются огромные возможности для изменения жизни людей за счет технологий. В реальной жизни есть множество таких примеров, и если бы нам удалось «масштабировать» их, это позволило бы улучшить положение еще тысяч, многих тысяч, миллионов людей. И последнее замечание, которое я хотел бы сделать: вы можете им помочь. В конце презентации я вернусь к этой теме, чтобы рассказать о том, как можно принять участие в нашей программе и способствовать ее продвижению вперед.
Я думаю, все согласятся с тем, что за последнее десятилетие мир радикально изменился. Об этом мы ежедневно читаем в газетах, а сегодня ощущаем на себе еще и экономические последствия этих изменений. Но я говорю о грандиозных экономических переменах, о трех миллиардах новых капиталистов, присоединившихся к свободной мировой экономической системе, когда пал Советский Союз и «железный занавес», когда практически вся Восточная Европа стала частью свободной экономической системы. Китай и Индия, Латинская Америка, а теперь Африка и Ближний Восток - половина мирового населения - почти мгновенно с экономической точки зрения влились в нашу новую экономическую систему. Если хотите, это великий экономический перелом. Поворотный пункт, как сказал бы Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell). Становится совершенно ясно, что в результате этих перемен появятся победители и проигравшие; мы уже наблюдаем такие процессы сегодня, когда в конкурентную борьбу включаются новые страны.
Технологии будут играть важную роль не только в преуспевающих странах и экономиках. Тот, кто сможет использовать преимущества технологий, получит шанс стать победителем.
Интересный факт: примерно половина предполагаемого роста в будущем будет происходить за счет развивающихся экономик, а не развитых. Если посмотреть на распространение информационно-коммуникационных технологий в этих развивающихся странах, то мы видим, что оно очень и очень значительное. Вы знаете, что в мире насчитывается более миллиарда пользователей Интернета, а три миллиарда человек имеют сотовые телефоны. Уже сегодня половина из них проживает в развивающихся странах. Как это ни удивительно, в настоящее время количество интернет-пользователей в Китае превосходит число граждан США. Владельцев сотовых телефонов в Африке больше, чем в Соединенных Штатах.
Итак, радикальные изменения налицо. Причем довольно часто технологии могут стать инструментом, который поможет различным странам преодолеть стоящие перед ними проблемы. И эти проблемы довольно очевидны. Посетите любую страну, побеседуйте с руководителями правительства, с ведущими представителями бизнеса и образования, - все они скажут вам одно и то же.
Для всех развивающихся наций актуальны три важнейших вопроса. Это обучение молодежи, экономическое развитие, усиление собственной экономики, здравоохранение. Даже Соединенные Штаты думают о тех же проблемах. Однако в развивающихся экономиках подобные вопросы имеют абсолютный приоритет.
Если мы посмотрим на воздействие технологий в этих областях, на их возможности, то увидим именно то, что ожидали. Технологии делают свое дело, но при этом следует учитывать некоторые их фундаментальные аспекты. Технологии должны быть доступными, недорогими. Если вы пройдетесь по выставочным залам здесь, в Лас-Вегасе, на выставке CES, то найдете великолепные примеры недорогих технологий - нетбуки, дешевые компьютеры, компьютеры, специально спроектированные для развивающихся рынков.
Нам необходимы коммуникации. Коммуникации во многих странах, особенно южнее пустыни Сахара, гораздо дороже, чем оборудование. Широкополосное подключение приемлемого качества в африканских странах южнее Сахары обойдется примерно в 200 долларов США за месяц, что сегодня эквивалентно цене ПК.
Очень важно также то, что требуются контент и решения, поскольку рассматриваемые нами технологии - это всего лишь инструмент. И чтобы этот инструмент приносил пользу местному населению, он должен решать ту или иную проблему. А приложения, решения или контент - это реально то, что нужно для борьбы с проблемами.
Итак, с технологической точки зрения доступность технологий, коммуникации и контент являются абсолютно необходимыми условиями. Но, возможно, еще большее значение имеет образование. Как известно, в конечном счете экономика - это конкурентная среда. Если в стране есть умные люди, они порождают умные идеи и благоприятные условия для инвестиций. Решающую роль всегда играют именно умные люди, именно образование. И сегодня во всем мире мы видим множество инноваций в области образования. Множество инноваций здесь, в США, да и практически в любой другой стране. Но если мы посмотрим на развивающиеся рынки, где образования катастрофически не хватает, если мы посмотрим на эти развивающиеся рынки, то увидим, что на них приходится 85% молодежи всего мира. Из одного миллиарда школьников 85% проживает в развивающихся странах. В этих странах существует огромная потребность в образовательных инновациях, в инновациях, которые сделают образование доступным.
Как следует из обзорной статистики, которую мы приводили ранее, 75 миллионов детей во всем мире не ходят в школу. Большинство из этих 75 миллионов живет в развивающихся странах. Нам необходимо решить эту образовательную проблему, используя технологии в качестве инструмента.
Далее, довольно большая часть моего доклада будет посвящена технологиям: на выставке CES технологии окружают нас со всех сторон. Здесь чрезвычайно важно твердо уяснить следующее: в первую очередь, абсолютно необходимым элементом хорошей образовательной системы являются хорошие учителя. На днях я принимал участие в одном совещании, и меня спросили: если бы мне пришлось выбирать одну-единственную технологию для использования в классе, какую бы технологию я предпочел? Мой ответ был очень прост: хорошего учителя. Это самая лучшая технология для любого класса в любой стране, везде.
Так или иначе, здесь, на CES, немало примеров технологий, которые пригодились бы в классе - множество недорогих ноутбуков. Некоторые из крупных международных компаний, представленных на выставке, реализуют ряд замечательных образовательных программ в развивающихся странах - по всему миру компании, подобные Cisco, Microsoft или Intel, участвуют в этих программах. Стратегическая образовательная инициатива (Strategic Education Initiative), реализуемая Всемирным экономическим форумом, или программа Fast Track Program, которая призвана коренным образом модернизировать образование в масштабах всей страны, - подобно тому, как это происходит прямо сейчас в Руанде. Вот несколько замечательных образовательных программ, в которых технологии играют важную роль.
Существуют и другие примеры. Так, некоторые компании образуют государственно-частные партнерства с правительствами. Есть и такие случаи, когда правительства берут инициативу в этой области на себя и в массовом порядке внедряют технологии в школах.
Мне приходит на ум пример Португалии. Несколько месяцев назад Португалия фактически решила предоставить ноутбук каждому ребенку от 6 до 11 лет, чтобы улучшить образовательный процесс.
Но оборудованием все не ограничивается. Правительство разработало целый комплекс мер, оно постановило: «Мы должны обучать преподавателей. Мы должны обеспечить высокоскоростное подключение к Интернету во всех школах. Помимо оборудования, нам понадобится обширный контент на португальском языке по математике, естественным наукам, истории, языку и искусству».
Кроме того, португальскому правительству хватило мудрости понять, что эта программа может также стать фактором экономического роста. Если собирать компьютеры в Португалии, это создаст рабочие места - не только в сборочном производстве, но и в обслуживании. Таким образом, здесь есть и экономическая подоплека. Итак, вот комплексный, целостный подход к проблеме образования; главное - обязательно рассматривать все аспекты обучения: подготовку учителей, контент, технологию в качестве инструмента - и не забывать о том, что все эти меры должны сочетаться.
Это очень яркие примеры использования технологий в качестве инструмента в образовании. Но я думаю, что если вас действительно заботят 75 миллионов детей, которые не ходят в школу, то нужно взглянуть на ситуацию несколько с другой стороны. США не решат эту проблему, не решат ее и Западная Европа или Япония, потому что те 75 миллионов детей проживают в экономически отсталых районах, а может быть, и в зоне военных конфликтов, в странах, испытывающих нехватку природных ресурсов или подверженных стихийным бедствиям.
Итак, есть другая составляющая образования, которая приобретает большое значение: я говорю о неправительственных организациях, таких как Save the Children* (Спасите детей). Они, реагируя первыми, пытаются вернуть детей в школу в зонах вооруженных конфликтов, стихийных бедствий или просто в чрезвычайно бедных районах.
Неправительственные организации наподобие Save the Children тоже достаточно мудры, чтобы понимать необходимость комплексного подхода к образованию. Если вы хотите воспользоваться преимуществами технологий, нужны правильная платформа, правильная инфраструктура, правильные коммуникации, правильный контент и правильная подготовка учителей.
Вместо того чтобы самому рассказывать о Save the Children, я хочу пригласить сюда двух человек: Кэролин Майлз (Carolyn Miles), главного операционного директора организации Save the Children, и Эда Грейнджера-Хэппа (Ed Granger-Happ), главного информационного директора Save the Children. Кэролин и Эд, пожалуйста! Здравствуйте. Я вижу, вы захватили с собой свои ноутбуки. Надеюсь, это Intel Inside®, да? Кэролин, давайте начнем с Вас. Как главный операционный директор Save the Children Вы работаете в самых разных странах. Вы всегда на месте событий, всегда реагируете первой, стараясь вернуть детей к учебному процессу. Мы в Intel разделяем Ваш энтузиазм. Не могли бы Вы рассказать о некоторых своих текущих проектах?
Кэролин Майлз: Конечно. В первую очередь я хотела бы выразить свое полное согласие с Вашей идеей, что важны не только технологии, но и подготовка учителей. И именно поэтому программа Intel® Teach (Обучение для будущего), которую спонсирует Intel, имеет такое большое значение: действительно, учитель - это ключевой элемент.
Я расскажу в двух словах о том, чем мы занимаемся в Бангладеш. Для тех, кто не очень хорошо знаком с Бангладеш: это чрезвычайно густонаселенная страна, около 150 миллионов человек. Примерно половина из них неграмотна, причем очень высокий процент населения составляют маленькие дети. Поэтому образование действительно играет критическую роль в развитии данной страны.
Это становится очевидным, когда вы попадаете в Бангладеш. Зайдите в школу - в первом классе будет 100 детей и один учитель довольно-таки усталого вида. Но перед ним 100 детей; им все это очень интересно. Во втором классе 75 детей. Им по-прежнему очень интересно; у учителя по-прежнему измученный вид. К пятому классу останется всего 20 детей и, скорее всего, ни одной девочки.
Таким образом, основной вопрос заключается в том, как удержать детей в школе. И не просто удержать их там, но обеспечить им такое образование, которое действительно подготовит их к жизни в нашем веке - а не в XX-ом, в котором все еще живет большая часть Бангладеш.
В общем, мы с большим энтузиазмом относимся к этой новой программе, которая обеспечивает школы отличными персональными компьютерами ученика (classmate PC) на базе технологий Intel и, что более важно, готовит учителей. Для начала мы будем работать с десятью школами в Бангладеш. Затем программа будет расширена, и в итоге она должна охватить 300 школ. Вот замечательный пример партнерства, которое действительно принесет пользу этим ребятам. А они действительно изменят будущее Бангладеш.
И я хотела бы затронуть еще одну тему: как упомянул Крейг, в мире 75 миллионов детей, которые вообще не имеют возможности ходить в школу - какое уж там качество образования. А 37 из этих 75 миллионов живут в странах, находящихся в состоянии вооруженного конфликта или войны. В ноябре я была в Судане, это одна из самых больших стран с огромным количеством детей, которые не посещают школу.
Таким образом, мы очень рады партнерству с Intel в реализации нашей программы Rewrite the Future (Изменим будущее), которая действительно сможет «переписать» будущее, так что дети в странах вроде Судана смогут, как минимум, ходить в школу. Повторюсь: мы с большим восторгом относимся к этой возможности, к сотрудничеству с Intel.
Крейг Барретт: Да, мы восхищаемся работой организации Save the Children и с удовольствием окажем вам всю мыслимую поддержку в будущем. Эд, теперь я хотел бы поговорить с Вами. Вы являетесь главным информационным директором Save the Children, но у вас есть и еще одна работа. Ночная, дневная - не знаю. Так или иначе, вы председатель совета директоров альянса NetHope*. По сути, NetHope - это консорциум «организаций быстрого реагирования», таких как Save the Children и многих других. Вы отвечаете за информационные технологии, которые являются связующим звеном для всех этих людей, верно?
Эд Грейнджер-Хэпп: Совершенно верно. Альянс NetHope был основан всего семь лет назад, а теперь в него входит 25 крупнейших международных некоммерческих организаций. Все информационные директора собираются вместе, чтобы попытаться ответить на вопрос: «Как помочь технологиям преодолеть эти пресловутые последние 100 километров до самых неблагополучных уголков мира, в которых мы работаем, где даже отсутствие электричества может оказаться трудноразрешимой проблемой?» И для этого мы сотрудничаем с технологическими компаниями, такими как Intel.
На самом деле главный исполнительный директор NetHope Билл Бриндли (Bill Brindley) выступал с Вами на Всемирном конгрессе WCIT в Малайзии, где мы представили версию Classmate PC для работы в экстремальных условиях, так сказать, Classmate второго поколения. Тогда и сформировался этот первоначальный альянс; одна группа под руководством Криса Томаса (Chris Thomas) в Intel и еще одна - под руководством Джека Ливи (Jack Leavy) собрались вместе и спросили друг друга: «Какие из проблем, над которыми работают наши некоммерческие организации, помог бы решить этот экстремальный компьютер?»
Организация Catholic Relief Services*, один из наших членов, реализует программу по борьбе с заболеванием корней маниоки. Корни маниоки - это, если угодно, аналог картофеля для большей части развивающегося мира. В конечном итоге они кормят шестьсот миллионов людей. Так вот, мы подобрали комплект приложений, некоторые программы компаний Microsoft* и Agilix*, для электронного обучения (e-learning) и маршрутизации электронных форм для сбора основной информации. Команда Intel и NetHope подготовила все необходимое меньше, чем за 60 дней, и сейчас эта программа разворачивается в Кении.
Я принес с собой Classmate PC третьего поколения на основе технологий Intel - очень симпатичный планшетный ПК. На нем установлен набор программ для электронного обучения; для наших разъездных сотрудников, которые работают с кенийскими крестьянами, есть уроки, объясняющие, как бороться с заболеванием маниоки. В него также встроен небольшой набор электронных форм; он используется для сбора данных, чтобы мы могли следить за заболеванием, за тем, как оно распространяется по стране и как с ним борются. Поступающая информация позволяет корректировать платформу электронного обучения, то есть в уроки добавляется новая информация - вот такой замечательный технологический цикл с обратной связью.
Мы гордимся своим участием в этой программе. Нам очень приятно, что Intel является нашим партнером, мы рады видеть результаты использования технологий прямо в поле, «на передовой». В дальнейшем мы планируем реализовать данную программу в более широких масштабах.
Крейг Барретт: В обеих ваших историях мне понравилось, что речь идет, в сущности, об уже известных технологиях, применяемых для решения насущной проблемы. Комплексный подход к оборудованию, программному обеспечению, коммуникациям дает превосходные результаты. Спасибо вам обоим. Желаю удачи в дальнейшей реализации этих проектов.
Кэролин Майлз: Спасибо.
Эд Грейнджер-Хэпп: Спасибо, Крейг.
Крейг Барретт: Образование - одна из больших проблем, стоящих перед развивающейся экономикой. Еще одна - это здравоохранение. Причем у здравоохранения, как у медали, есть две стороны, можно выделить два аспекта. Если мы обратимся к развитым странам, таким как США, где на здравоохранение тратится 16-17% ВВП, 2,3 или 2,4 трлн долларов в год, то здесь серьезной проблемой является высокая стоимость. Как обеспечить менее дорогое, но при этом качественное здравоохранение и какую роль в этом могут сыграть технологии - вот злободневная тема дебатов в США.
Во многих развивающихся странах ведутся дискуссии совсем иного рода. Как обеспечить здравоохранение в сельских районах развивающихся стран, где специалистов в области медицины, как правило, попросту нет? В том, чтобы перенести медицинские знания через расстояния, туда, где они нужны, в деревни, большую роль играют технологические решения.
Но прежде чем рассказать об этом, стоит упомянуть один очень интересный аспект. Все мы знаем, что профилактика всегда лучше лечения. А в здравоохранении это непреложная истина. Я хочу привести вам один замечательный пример технологии, направленной на профилактику. Речь идет о профилактике ВИЧ/СПИДа.
Думаю, большинство из вас слышало о программе американского правительства, президента Буша, под названием Emergency Plan for AIDS Relief (Чрезвычайный план помощи больным СПИДом). На самом деле это партнерство государственного и частного сектора: американского правительства, а также, первоначально, кенийского правительства и 19 международных корпораций. По сути, это государственно-частное партнерство, которое борется со СПИДом, пытается создать в будущем общество без ВИЧ. И когда все эти люди, эксперты из разных организаций собрались вместе, они задались вопросом: «Как же осуществить это на практике? Какая программа профилактики будет наиболее эффективной?»
Достаточно пройтись по залам выставки CES - и, думаю, вы поймете, каким был ответ.
Один из способов повлиять на следующее поколение и его поведение, его отношение к сексу и инфекционным болезням заключается в том, чтобы применить уже испытанный метод: интерактивные игры. И компания Warner Brothers Interactive Entertainment* придумала игру, которая должна рассказать молодежи о ВИЧ. Эту игру уже начали распространять - в трех тестовых районах в Кении, в частности в Найроби. В ней есть все нужные характеристики, то есть в игре фигурируют молодые люди, символизирующие кумиров кенийской молодежи. Пять молодежных персонажей в этой игре должны взаимодействовать друг с другом. И в ходе этого взаимодействия им постоянно надо делать выбор. Этот выбор может выполнять обучающую функцию с точки зрения социального поведения, социальной и сексуальной активности. Давайте просмотрим небольшой рекламный ролик об этой игре.
[Демонстрируется видео]
Крейг Барретт: Это просто трейлер, который показывает героев игры. Но, на мой взгляд, главное - в том, что эта игра интерактивная. В нее может играть сразу пять человек, по числу героев. Им предстоит принять ряд решений в африканских трущобах, точнее, трущобах Найроби, с местной музыкой, местными персонажами. Решения, которые принимают молодые люди по ходу игры, могут влиять на их жизнь; именно это разработчики и надеются продемонстрировать.
На самом деле первоначальные результаты испытаний изучаются психиатрами-бихейвиористами университета Эмори (Emory University*), чтобы игру можно было скорректировать и усовершенствовать. Еще один интересный аспект этой игры заключается в том, что каждому, кто хоть что-то знает об Африке, известно: практически в каждой африканской стране существует проблема СПИДа. Необходимо локализовать контент, и игра устроена таким образом, чтобы это было легко сделать. Игра вышла всего лишь около месяца назад, в настоящее время проводятся испытания, однако на нее возлагают большие надежды - поздравляем команду Warner Brothers с этим проектом.
Так или иначе, профилактика - это лишь часть дела. Другой вопрос таков: что делать в условиях нехватки ресурсов? В большинстве развивающихся стран есть городские и сельские районы. Медицинские ресурсы сосредоточены в городах; как правило, их не хватает даже и там. А в сельской местности получить доступ к ресурсам вообще очень сложно. Чтобы решить эту проблему с помощью технологий, прикладывается немало усилий. Вот одно простейшее средство - мобильное интернет-устройство с замечательным комплектом программ. Программы эти разработаны компанией Acuitec* и университетом Вандербилта (Vanderbilt University*). Медицинский центр университета Вандербилта является лидером в создании мониторингового ПО, которое позволяет докторам обследовать пациентов дистанционно; а что может быть лучше, чем мобильное интернет-устройство, такое, как я вам здесь показал?
В сущности, беспроводное подключение - а здесь есть даже поддержка стандарта WiMAX - предоставляет врачу непосредственный доступ к основным показателям состояния пациента, информации о принимаемых медикаментах или медицинской истории пациента при его посещении на дому и даже при дистанционном лечении. А это устройство поддерживает также видео для удаленного присутствия в операционной - более того, врачи университета Вандербилта в США могут наблюдать за пациентами в Африке. Так что фактически врач может лечить пациента дистанционно.
Итак, я думаю, что подобные технологии относительно стандартны - широкополосное подключение к Интернету, устройства, выпускаемые целым рядом производителей, это изготовлено компанией [портативный ПК OQO], - но их оборудование и программное обеспечение Acuitec и университета Вандербилта предназначены для использования в сельской местности. И понятно, что их применение не ограничивается клиниками. Но если речь идет о сельской местности с возможностью широкополосного выхода в Интернет, медсестра или врач может взять это устройство с собой в деревню и непосредственно выйти на связь с врачом-экспертом в клинике или даже другой стране и использовать это устройство для диагностики, а затем провести лечебные процедуры прямо на месте. В будущем стандартные технологии смогут оказать колоссальное влияние на здравоохранение.
Кстати, я надеюсь, что HHS [департамент здравоохранения и социальных служб] США знает о существовании такой технологии и сможет возместить американским пациентам стоимость медицинского обслуживания, аналогичного тому, которое пациенты в Ботсване, Южной Африке, Кении и Индии получают благодаря этому эксперименту. Так или иначе, это отличный пример применения технологии в здравоохранении, в сельской местности.
Упомянутое мною устройство предусматривает WiMAX-соединение. Широкополосное соединение - это чрезвычайно важно. Как я уже сказал, в Африке южнее Сахары широкополосное соединение стоит невероятно дорого. Есть возможность «перескочить» в следующее поколение. Очевидно, что это следующее поколение будет 3G и 4G, как WiMAX, который доступен уже сегодня. Если вы ходили по залам CES, то наверняка обратили внимание на демонстрации WiMAX на различных стендах.
Два города в США, Балтимор (штат Мэриленд) и, с этой недели, Портленд (штат Орегон), поддерживают WiMAX. Всего в мире существует около 400 действующих реализаций этого стандарта. Мы ожидаем, что их число значительно возрастет. А в следующие три-четыре года технология WiMAX охватит более миллиарда человек - не все будут ею пользоваться, но она будет доступна в населенных пунктах с общей численностью населения более миллиарда человек.
Но это полнофункциональные коммуникации, примерно то же, о чем сейчас говорит избранный президент Обама - широкополосный доступ для каждого в США. А вот то, что происходит сегодня в сельскохозяйственных странах, - это скачок в следующее поколение широкополосной технологии.
Я уже обсудил образование и здравоохранение. Перейдем к теме предпринимательства. Творческие подходы к технологиям помогают предпринимателям в развивающихся странах всего мира, сейчас мы видим это повсюду. Технологии позволяют выйти далеко за пределы национальных границ. Предприниматели получают доступ к знаниям, ресурсам и финансовым средствам, чтобы вывести свою идею на рынок.
Эта благоприятная обстановка, этот доступ к технологиям, может изменить жизнь молодежи. Каждый год, помимо прочего, Intel спонсирует Международный конкурс научного и технического творчества школьников Intel® International Science and Engineering Fair, в рамках которого буквально миллионы старшеклассников ежегодно ставят научные эксперименты, участвуют в местных научных выставках. Лучшие 1500 детей со всего мира каждый год съезжаются в один из городов США на финальный этап конкурса. На этот раз, кажется, в Рино, штат Невада, недалеко отсюда.
Здесь одним из моих любимых примеров был научный эксперимент индийского школьника в 2006 г. Фактически он попытался предложить недорогое устройство, чтобы помочь парализованным людям общаться друг с другом. И самое удивительное в этом эксперименте, поставленном индийским старшеклассником, - то, что теперь этой технологией заинтересовалась компания Honeywell* и ищет пути ее применения.
Взгляните на это с такой стороны: пилот военного самолета, испытывающий 9-кратную перегрузку, фактически парализован. И чтобы наладить эффективную связь, компания Honeywell сейчас пытается применить в своем пакете для авиаэлектроники технологию, подобную той, которую продемонстрировал юный индийский предприниматель, экспериментатор-старшеклассник, чтобы помочь общаться парализованным людям.
Но этот молодой человек сделал еще одну очень интересную, на мой взгляд, вещь: когда он прилетел в США на финальный этап научно-технического конкурса вместе с 1500 другими такими же юными участниками, он увидел во всех этих ребятах предпринимательский талант, опыт и энтузиазм. И, вернувшись домой, индийский школьник фактически основал виртуальное сообщество, посвященное применению технологий для решения проблем в развивающихся странах.
Теперь в этом виртуальном сообществе в режиме реального времени четыре сотни его юных друзей плюс несколько тысяч университетских профессоров и профессиональных бизнесменов обсуждают, как усовершенствовать технологии для решения проблем развивающихся рынков, делают критические замечания и предложения. Отличный предпринимательский шаг со стороны подростка-старшеклассника.
Но есть еще одна трудность: если ты живешь в развивающейся стране и у тебя родилась гениальная мысль, как ею воспользоваться? Что делать дальше?
На самом деле все сводится к вопросу о том, как финансировать передовые идеи - будь то новая технология или просто оригинальный способ заработать на жизнь. Думаю, все мы слышали о Мохаммеде Юнусе (Mohammed Yunus), банке Grameen Bank*, компании Grameen Communication Company* и телефонистках из Бангладеш. Доктор Юнус получил Нобелевскую премию за новаторскую работу в области микрофинансирования.
Некоторые организации воспользовались идеей доктора Юнуса и дополнили ее. Дополнение это очень простое, но важное. Вот в чем оно заключается. Представьте, что вы -бедный житель развивающейся страны, Пакистана, Ботсваны, Перу или Колумбии, и у вас есть идея, как улучшить свое экономическое положение, как стать местным предпринимателем, но нет ни банковского счета, ни денег вообще - где найти финансирование?
Проект Kiva, К-И-В-А, на Web-сайте Kiva.org использует интернет-технологии, чтобы ответить на этот вопрос. Бизнес-модель Kiva очень проста. Фактически этот проект собирает бизнес-идеи из 40 или 50 разных стран на местном языке, затем группа добровольцев переводит эти идеи на английский, они публикуются на сайте Kiva.org, после чего принять участие в финансировании этих идей может кто угодно, из любого уголка мира. Это не благотворительность. Это инвестиции в предпринимателя.
Возвращаемость кредитов составляет 98%, примерно столько же, сколько и в случае Юнуса и его телефонисток из Бангладеш. Организация Kiva оформляет примерно один заем каждые 30 секунд, или 20 000 займов в неделю. Настоятельно рекомендую вам зайти на этот сайт, Kiva.org, и ознакомиться с ним, посмотреть, какой вклад вы можете внести или как принять участие в проекте. Мы вернемся к этому через несколько минут.
Но давайте посмотрим, какую роль играет Kiva в такой стране, как Сьерра-Леоне.
[Видео]
Ни один из этих предпринимателей не занимается высокими технологиями. Очень простые, фундаментальные деловые операции и возможности, однако технологии косвенным образом позволили им привлечь средства, чтобы развиваться, чтобы улучшить свою жизнь. Вот прекрасный пример технологий и того, на что они способны.
Я уже говорил о партнерствах государственного и частного сектора. Проект компании Warner Brothers и президентская программа борьбы со СПИДом, на мой взгляд, являют собой хорошие примеры государственно-частного партнерства. Довольно часто такие партнерства дают эффект намного быстрее, чем в том случае, если бы государство или частный сектор действовали в одиночку.
Правительство может вырабатывать политику, национальную «повестку дня» и стратегию. И благодаря своей политике оно может повысить шансы внедрения инноваций и использования технологий. Частный сектор тоже вносит свой вклад. Как правило, он подгоняет, торопит, служит своеобразным двигателем прогресса. Но очень часто, работая вместе, государственный и частный секторы добиваются такого прогресса, которого само правительство или сама компания или организация в одиночку не добились бы. И подобные совместные усилия, на мой взгляд, весьма перспективны.
Я хотел привести простой пример на эту тему - из Юго-Западной Индии, а точнее из маленькой деревни под названием Барамати. Это сравнительно недалеко от Пуны. Там запустили программу по созданию цифровой деревни. И организаторы понимали, что для этого, в частности, необходимо обеспечить школы компьютерами, информацией и технологиями.
Если отвлечься на минутку и взглянуть на Индию, то в ней около 800 000 небольших деревень. И в большинстве из них нет электричества. Бывает, что нет вообще никакого источника энергии. В школах там нет ни книг, ни парт. Оборудовать в таких школах компьютерные классы чрезвычайно сложно. Тогда был придуман очень оригинальный подход, суть которого можно выразить примерно так: «Как обеспечить индийские классы компьютерами, если сейчас там надо считать не число компьютеров на школу, а число школ на компьютер?»
Итак, взяли полдюжины школьных автобусов, выбросили все кресла и оборудовали внутри компьютерные лаборатории с микроволновой антенной наверху. Водитель ездил на таком школьном автобусе от одной школы к другой, третьей и приглашал детей на урок. Случилось так, что я как раз был в одной из этих школ, когда подъехал автобус. В тот день мне позволили присутствовать на уроке, он длился всего час или два.
Когда я вышел из автобуса, там стояла 10-летняя девочка. И я спросил ее, как я часто спрашиваю детей, знаете: «Какой у тебя любимый предмет?» Она посмотрела на меня и, не моргнув глазом, сказала: «Вторник».
Через долю секунды я понял: сегодня как раз вторник, и приехал автобус. Ее любимым предметом был школьный автобус с компьютерной лабораторией внутри. Давайте посмотрим, что происходит в этой школе по вторникам.
[Видео]
Так вот, эта идея со школьным автобусом принадлежала доктору Гоги (Gogi) из Института информационных технологий (Vidya Pratishthan Institute of Information Technology*) в Барамати. Я был там года два назад. Думаю, интересно было бы поговорить сегодня с доктором Гоги и посмотреть, что из этого вышло. Итак, если получится, я попробую организовать видеоконференцию с доктором Гоги. Он будет говорить с нами из Барамати.
Как вы видите здесь, на карте Google Earth, мы перенесемся из центра Лас-Вегаса в Индию. А теперь посмотрим на юго-запад Индии крупным планом, там, где находится Барамати. Вот вы видите Пуну. Мы направляемся в Центр здравоохранения [Atella], где должен быть доктор Гоги. Доктор Гоги, здравствуйте.
Доктор Гоги: Очень приятно видеть Вас здесь, Крейг.
Крейг Барретт: Рад снова с Вами встретиться, сэр. Не могли бы рассказать, что нового успело произойти с тех пор, как я был у Вас в 2006 году? Какие еще проекты Вы реализуете?
Доктор Гоги: Радует, что Вы говорите о полудюжине автобусов. Теперь их у меня здесь уже дюжина. Даже 13 таких передвижных фургонов. После Вашего последнего визита мы добавили еще семь автобусов. И сейчас компьютерное образование получает более 20 000 детей.
На самом деле наш проект расширяется с каждым днем. Множество корпораций предложили нам помощь. Так что через шесть месяцев у нас будет еще 17 передвижных фургонов. Вот такие новости. Так что мы занимаемся тем, что оборудуем автобусы. Что-то модифицируем. Добавляем новые системы. Сейчас мы собираемся [неразборчиво] больше компьютеров в автобусах. Так что вот этим мы и занимаемся.
Еще одна программа, которую мы реализуем в настоящее время, - это обучение женщин в индийских селах работе с компьютером, чтобы они умели им пользоваться. И, как правило, они должны научить этому своих детей. У нас 107 таких компьютерных центров. И [н